Старая деревня с «новым» названием

Старая деревня с «новым» названием

Новики — деревня в Ковалевском сельсовете на р. Ола. расположена в 5-ти километрах от железнодорожной станции Телуша на линии Бобруйск-Жлобин.

Название деревни происходит от слова «новый». Известна с 17 века. По хозяйственным актам 1639 года — село Бобруйского староства Речицкого уезда Великого Княжества Литовского. С 1793-го находилась в составе России, с 1795-го — в Бобруйском уезде Минской губернии. Принадлежала помещикам Местерам. На начало 20 века здесь проживало 368 человек. В 1921 году в Новиках открыта начальная школа, в которой училось 52 ученика. В 1924 году организовано мелиоративное товарищество имени В.И. Ленина. В 1930-м здесь был создан колхоз «Красный боец», работала мельница. На начало 1997 года — 33 двора, 54 жителя. Функционировала ферма по выращиванию крупного рогатого скота. Сегодня здесь зарегистрировано 17 жителей.

Мария Воробьева

Первой нашей собеседницей стала Мария Архиповна Воробьева, проживающая на улице Центральная. Родилась она в Михалево в 1935 году, после замужества переехала в Новики. Уже здесь начала трудовую деятельность с работы в колхозе — сначала телятницей, а затем доросла до заведующей фермы. Притом, что образование у Марии Архиповны — 4 класса. Женщина признается, для того, чтобы быть умелым руководителем, важны такие качества, как рачительность и хозяйственность. В коллективе ее уважали и ценили. Успевала она, в общем, как и все деревенские женщины, не только управляться на работе, но и на своем подворье. К тому же дома ждали ее трое детей. Про деревню женщина вспоминает: «У нас раньше здесь была начальная школа, потом ее здание было переоборудовано под магазин, который после сгорел. А еще в годы, когда в деревне жило много людей, был клуб, где располагалась библиотека, проводились киносеансы, часто приезжали коллективы художественной самодеятельности с концертами. Но годы идут, дети выросли, разъехались, а старое поколение осталось в деревне». У Марии Воробьевой шестеро внуков и пять правнуков. К слову, во время нашего визита мы застали одного из внуков — Евгения Воробьева, который приехал навестить бабушку из Минска. Здесь, в этой деревне, по признанию мужчины, прошло все его детство, и именно с Новиками у него связаны самые светлые воспоминания.

Александра Домина и Александр Коржов

Через несколько домов от Марии Воробьевой проживают супруги Александра Домина и Александр Коржов. На наш вопрос о том, как жилось в Новиках раньше, женщина вспомнила, как трудилась в колхозной бригаде, выполняя разные виды работ… А через некоторое время оборвала свой рассказ о мирной жизни и с нескрываемой болью стала вспоминать военное время, рассказывать о том, как чудом избежала смерти. «Немцы заставляли нас, подростков, копать здесь траншеи, чистить снег. Однажды возле меня стоял один из них с винтовкой. На свою беду я не знала, что он понимал по-русски. Злость, обида на оккупантов, ненависть — все смешалось во мне воедино, когда я смотрела на этого жирного, довольного жизнью немца. В общем, не знаю, как это из меня вырвалось, но я обозвала его тюленем. Немец понял это и навел дуло винтовки прямо на меня. Еще секунда — и он бы нажал на курок. Спасение пришло неожиданно в лице односельчан, которых немцы также заставляли трудиться. Они объяснили, что очень много работы и каждые руки — на вес золота. В общем, немец меня тогда отпустил…».

«После войны жилось голодно и бедно, поэтому я не могла ходить больше в школу, так как не было ни одежды, ни обуви, писать не на чем. В итоге мое образование — всего 4 класса. Но колхоз не дал пропасть. Работы было много, а когда выдавалась свободная минутка, мы ходили на танцы, которые устраивались в разных домах по очереди», — рассказала Александра Людвиговна.

Евгения Зайцева

Еще одна жительница Новиков — Евгения Тимофеевна Зайцева родилась в д. Октябрь, что недалеко от Новиков. В сами Новики переехала после войны. Как и остальные сельчане, работала в колхозе. «Мы делали все вручную — сеяли, копали, молотили. Мне нравилось то, что мы делали. За работой время быстро летело. А после трудовых будней сельчане устраивали танцы, пели песни. Деревня у нас поющая. В годах 80-х каждый второй был гармонистом, так что как начинали веселиться, так жители с окрестных деревень съезжались».

София Воробьева

В самом начале улицы проживает узница фашистского концлагеря София Николаевна Воробьева. Родилась она в Новиках в 1931 году. В 12-летнем возрасте ее вывезли в Германию на принудительные работы, где она пробыла около двух лет. Вспоминает, как ехала в душном вагоне, битком набитом детьми. «Ехали мы долго, я уже и не надеялась, что когда-нибудь нас довезут. А потом открылись двери вагона — и перед глазами предстала страшная картина: серые бараки, измученные, полуголодные ребята из Беларуси, Украины, Польши. Меня и еще несколько человек забрал к себе на работу пожилой немец. Трудились у него в хозяйстве — убирали навоз, на поле рвали коровам траву, пасли скот. У этого немца был внук, который обращался с нами хуже, чем с животными, — больно бил палкой, обзывал «русиш швайне». Как-то хозяин дал мне марку. Мы пошли с украинской девочкой и купили себе бусики. У меня никогда не было украшений, поэтому нет чтобы купить еду — так на радостях я купила себе несколько пар бус, повесила на себя. Немцы потом долго смеялись с меня. Прошло время, и нас освободила Красная Армия. Я вернулась на родину. После войны есть было нечего, кушали гнилую картошку, колосья толкли в ступе, но все были счастливы, что закончилась война», — рассказывает София Николаевна. После войны она пошла работать в колхоз, где ее определили в полеводческую бригаду.

София Николаевна вышла замуж и воспитала двух дочерей. «Как бы не было тяжело, золотое было время, потому, что молодое. Но у нас своя молодость, у нынешнего поколения — своя и свои интересы. Так было, так есть и будет всегда», — добавила в заключение разговора наша героиня.

Людмила ЛЮБИМЦЕВА. Фото Илья КАСЬКО.