Глушанская баня: плюсы и минусы
Общественная баня в Глуше — одно из трех оставшихся в Бобруйском районе такого рода предприятий бытового обслуживания наряду с туголицким и редкорожским. Бани в сельской местности, как известно, с каждым годом теряют популярность по ряду объективных причин. Тем не менее, когда в конце июля на несколько дней работа глушанской бани была приостановлена, местное население стало задавать вопросы. 2 августа, после проведения плановых работ по обслуживанию линий электропередач, которые проводили электросети, баня, а также размещающийся рядом комплексно-приемный пункт свои функции возобновили. Мы отправились на место, чтобы выяснить, насколько востребованы в поселке банные услуги.
Ценность бани для здоровья общеизвестна. «Но, — говорит кассир учреждения и приемщик заказов пункта бытуслуг Нина Шпак, — люди сейчас каждую копейку берегут, вот и стали меньше ходить в общественную баню, особенно когда цена на входной билет выросла».
— Летом кто-то душем пользуется на участке, кто-то в бочку окунается, — рассуждает Нина Анатольевна. — Опять же, у многих в поселке свои баньки. В домах — ванны с горячей водой. Для механизаторов на мехдворе душ есть. Вот и выходит, что при нынешних условиях общественная баня мало востребована. Тут ведь когда-то и прачечная была, но ее закрыли из-за убыточности.
Надо сказать, баня в Глуше выглядит довольно прилично и работает исправно. Начальник участка многоотраслевых услуг УКП «Жилкомхоз» Дмитрий Рубченя сообщил, что к «Дажынкам-2006» здесь отремонтировали котельную, установили новые газогенераторные котлы, переделали парилку, провели косметический ремонт помывочного помещения.
— Тем не менее посещаемость на протяжении многих лет остается стабильно невысокой — 40-50 посетителей в неделю, а точнее — в пятницу и субботу, — констатирует Дмитрий Сергеевич. — За июнь нынешнего года в бане побывали 166 человек. Заработок составил 664 рубля, а себестоимость — 747, то есть на 82 рубля сработали в минус. За полгода сумма вообще плачевная: при затратах в 9144 рубля заработали 4240.
Здесь 13 шкафчиков и столько же мест в парилке, но загруженность в среднем по статистике — порядка 40 процентов. Возможно, если дополнить список услуг — по продаже веников, прохладительных напитков и т. п., спрос увеличится.
Проходивший мимо нас средних лет мужчина остановился и заметил: «Вот бы массажистку сюда толковую, народ бы стопроцентно потянулся!».
Специалистам в этом вопросе не до шуток. Главный экономист жилкомхоза Анжела Ляпичева подчеркивает: чтобы баня в Глуше хотя бы выходила «в ноль» и немного зарабатывала, ее загруженность должна быть минимум вдвое больше.
— При себестоимости 13 рублей входной билет в баню стоит 4 рубля, — говорит Анжела Александровна. — В минувшем году три бани района посетили 3 600 человек: убыточность составила 350 миллионов неденоминированных рублей. В 2016 году общественные бани были выведены из реестра социально-значимых услуг, их бюджетное финансирование отменено. У такого рода учреждений есть право устанавливать цену, равную себестоимости. Но когда мы в апреле минувшего года перешли с 3 рублей на 4, сельчане и это сочли дорогим удовольствием. Вкладывать деньги в заведомо убыточное дело неправильно. Мы готовы продать предприятие банных услуг тому, кто предложит какое-либо новое, интересное решение с реальным бизнес-планом, позволяющим вывести его на прибыльную работу.
О целесообразности перевода бани в частные руки говорит и председатель Глушанского сельисполкома Мария Сущенко:
— Наш поселок газифицирован, и помыться для большинства жителей поселка, — не проблема. Но всегда есть те, кто на протяжении многих лет неизменно следует традиции по выходным ходить в общественную баню, чтобы не только помыться-попариться, но и провести время в обществе земляков, в том числе из близлежащих деревень, дачников, гостей поселка. Некоторые даже приходят туда задолго до открытия. Потому, полагаю, стоит вести речь не о свертывании деятельности учреждения, а о его модернизации. Те же кабинки душевые, к примеру, можно установить для более комфортного пребывания посетителей. Да много чего можно сделать, если разумно реагировать на рынок, подходить к делу творчески, продумать, как мало востребованные услуги перевести в разряд популярных. Чтобы не только завзятые банщики-любители, но и другие люди сюда пошли. А в дальнейшем и весь комплексно-приемный пункт можно было бы передать частникам.
…Возможно, когда-то глушанская баня, которая размещается в очень удобном, «бойком» месте, вновь вернет свою былую популярность. А для большего эффекта от ее работы для красоты, бодрости и здоровья клиентов в штате учреждения и правда появится массажистка. Или — массажист…
Инна БОГДАНОВИЧ.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.