Подготовка к шагу в большой мир

С сентября 2016 года в Каменском психоневрологическом доме-интернате под эгидой международного общественного объединения «Голос сердца» работает необычная школа — здесь обучают азбуке и письму взрослых людей, которые ранее не проходили азы грамотности в силу своих заболеваний. Обучение проводится при финансовой поддержке Фонда Демократии ООН в рамках проекта международной технической помощи «Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом».

МОО «Голос сердца» начало свою деятельность в апреле 2002 года. Организация занимается оказанием всесторонней поддержки людям с ограниченными интеллектуальными и психофизическими возможностями, особенно тем, кто проживает в психоневрологических интернатах страны. Проект стартовал 1 июля 2015 г. За это время проведена Международная научно-практическая конференция, выявлены образовательные потребности взрослых с интеллектуальным недугом, проживающих в интернатах, разработаны и изданы учебно-методические пособия. В рамках проекта по Беларуси создано 47 центров обучения и развития, которые, как предполагается, будут настроены на пос­тоянную активную работу в интернатах. Они обеспечены компьютерной техникой, мебелью, программными и методическими материалами, учебными пособиями, другим — всем необходимым для обучения взрослых с интеллектуальным недугом.

Мы поприсутствовали на уроке в Каменском психоневрологическом доме-интернате и пообщались с педагогами, а также их подопечными, которые поделились своими успехами за этот учебный год. На занятиях в классе было восемь человек в возрасте от 26 до 45 лет, которые внимательно слушали медсестру Юлию Градуша. «Уроки у нас проводятся по расписанию, с 10.00 до 12.00. Это азбука, письмо, математика, рисование, человек и мир. Наши особенные ученики также осваивают азы компьютерной грамотности. Хочу сказать, что результаты есть, и это радует. Ведь практически все они раньше никогда не обу­чались. А теперь читают по слогам, могут что-то написать», — говорит Юлия Федоровна.

В подтверждение ее слов Слава Широкий прочитал по листку различные слоги. А Анд­рей Тлеукулов, оказавшийся самым разговорчивым, прочитал и показал на карте в книге все областные центры республики. «Раньше когда-то я знал немного буквы, но все забыл. А теперь я заново все постигаю: начал с буквы «а» и закончил «я», — с гордостью в голосе говорит ученик. В классе он самый старший по воз­расту.

По словам педагогов, их подопечные ждут уроков, готовятся к ним — им задают небольшое домашнее задание, ставят оценки, которые их стимулируют. На занятия учащиеся приходят аккуратно одетые. «Обучение в нашей школе — это важный этап социализации подопечных. К примеру, раньше они не знали что такое паспорт и для чего он нужен, а теперь знают об этом. Вот научились считать новые деньги», — рассказывает медсестра.

В остальное время, свободное от занятий, проживающие в доме-интернате трудятся в мастерских, столовой, прачечной, на подсобном хозяйстве, где приобретают полезные навыки, которые могут им пригодиться в дальнейшей жизни. Ведь не исключено, что кто-то из них со временем выйдет за стены учреждения в большой мир, и к этому шагу они должны быть подготовлены.

Людмила ЛЮБИМЦЕВА.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.