История… с продолжением

Места на правом берегу Березины, где бурные потоки большой реки сливаются с речушкой Ольса, недалеко от моста, в народе называемого Щатковским, всегда манили рыбаков и любителей отдыха на природе. Но вряд ли, любуясь живописными пейзажами кто-то мог предположить, что толща воды имеет свои секреты. Там в иле, покрытый слоем ракушечника, находился… старый грузовик. Но обо всем по порядку…

img_00803Некоторое время назад сотрудник сектора отбора предметов вещевого фонда Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны, занимаясь дайвингом на Березине, обнаружил автомобиль, по очертаниям похожий на технику, выпускаемую в 40-х годах прошлого столетия. После оформления необходимых документов начались подводные военно-археологические работы по извлечению затопленных фрагментов. Группа из 6 человек — 3 работников музея и 3 волонтеров — прибыла в наш район в понедельник, а уже в среду нашим журналистам удалось побывать на месте проведения археологических работ.

В разбитом на берегу Березины лагере нас встретил Виктор Шумский, заведующий сектором отбора предметов вещевого фонда музея Великой Отечественной войны. Мы проследовали с ним к месту подъема техники. Из воды торчал остов грузового автомобиля, рядом суетились члены исследовательской группы.
— Техника, судя по всему, относится к послевоенному периоду, — высказал предположения Виктор Викторович. — Причем по предварительной версии собрана она из различных частей других автомобилей. Так, на колесах набито клеймо «Romania», а радиатор — от автомобиля «ГАЗ».

img_00804

img_00809Далее к нам присоединились другие исследователи, которые рассказали, что уже есть несколько версий, как этот автомобиль попал в воду. Так, по первой — и ее подсказал один местный житель — этот грузовик переправляли на барже на другой берег, но он был неправильно закреплен и потому оказался в реке. По другой, водитель этого грузовика, в кузове которого, к слову, нашли 13 пустых кислородных баллонов, морозной зимой решил сократить путь до другого берега Березины и не придумал ничего лучше, чем переправляться по льду. Однако не рассчитал массу груженого автомобиля и провалился. В пользу этой версии говорит и то, что техника под воду уходила вертикально — все баллоны остались в кузове, что маловероятно в первом случае. Однако догадок, как видим, может быть множество…

Когда верстался этот номер, мы созвонились с Виктором Викторовичем, чтобы узнать о судьбе грузовика. Он сообщил, что автомобиль этот был собран на базе ГАЗ-51 и пусть особой исторической ценности не представляет, зато некоторые сохранившиеся его детали сослужат хорошую службу — они могут быть использованы при реставрации автомобильной техники времен Великой Отечественной войны.
В любом случае, из этого следует, что у истории пролежавшего десятилетия в воде грузовика будет свое продолжение…

Ольга ГРЕК. Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.