Главное на тестировании — сосредоточиться

Вот и подходит к концу учебный 2010-2011 год. Совсем скоро средние школы распахнут свои двери выпускникам, отпустив их в новую жизнь — самостоятельную. После сдачи школьных экзаменов перед выпускниками встает новая  нелёгкая задача: нужно успешно сдать централизованное тестирование. Набрать именно такое количество баллов, которое необходимо для поступления в тот или иной вуз. Но как же правильно подойти к этому серьёзному и очень непростому моменту? По такому поводу я решила поинтересоваться некоторыми подробностями у директора Бобруйского филиала Белорусского государственного экономического университета В.Н. Гавриленко. 

— Владимир Николаевич, скажите, пожалуйста, каковы особенности вступительной кампании нынешнего года?

— Самая главная, на мой взгляд, особенность заключается в том, что коренных изменений в проведении вступительной кампании не предполагается. К правилам приёма, утверждённым главой государства, все привыкли. Все этапы — от тестирования до зачисления — проходят в спокойной обстановке и благоприятной атмосфере. И лишь поэтому Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения централизованного тестирования каждый год, подводя итоги работы, определяет именно те моменты, которые требуют изменений. Причём не кардинальных изменений, а лишь совершенствования этого процесса. Хочется только отметить, что в нынешнем году президент нашей республики подписал указ № 109, которым регулируется вопрос поступления абитуриентов в вузы и ссузы на специальности сферы культуры и искусства. Зачисление абитуриентов в Белорусскую государственную академию музыки и Белорусскую государственную академию искусств будет осуществляться по конкурсу на основе общей суммы балов, подсчитанной по результатам вступительного испытания по предмету «творчество» и среднего балла суммы баллов, полученной по итогам сдачи централизованного тестирования и среднего балла документа об образовании.

— Сохранился ли средний балл аттестата?

— Да, средний балл аттестата во вступительной кампании нынешнего года будет учитываться, хотя отношение поступающих к нему, как мне известно, неоднозначное.  Даже некоторые исследования показывают, что в вузах учатся отлично не те, у которых был безупречный аттестат, а именно те студенты, кто показал высокие результаты во время тестирования. Согласитесь, средний балл может оказаться выше или ниже абсолютно по разным причинам. И по нему, на мой взгляд, нельзя судить о знаниях учащегося. Очень жаль, что при подсчёте общего числа набранных баллов он приравнивается к четвёртой экзаменационной отметке и часто имеет решающее значение при зачислении. На мой взгляд, вполне логично было бы организовать поступления без учёта среднего балла.

— Говорят, что без занятий с репетитором поступить в высшее учебное заведение практически невозможно, т.к. тесты очень сложные и выходят за рамки школьной программы. Так ли это?

— Нет, я с этим не согласен. Тесты — это подведение черты знаний, полученных за годы обучения в школе. Все тесты основаны на базе школьной программы. На мой взгляд, в них нет ничего затруднительного. Да, задания могут быть сложными, но они таковы для всех. И цель тестов не в том, чтобы их выполнил каждый абитуриент, а наоборот, даже среди действительно знающих выбрать наиболее подготовленных к продолжению образования. И хотелось бы подчеркнуть один факт: если репетитор — это тот же учитель школы, то это является абсолютно бесполезным и бессмысленным. Сейчас в книжных магазинах продаётся очень много необходимой и подходящей литературы для того, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. И если действительно очень захотеть, то можно обойтись и без репетитора. Самое главное — это желание. Только тут тоже имеется свой нюанс: готовиться нужно не за год до тестирования, а хотя бы за несколько лет.  И опять-таки, всё зависит от знаний поступающего, от того, как он серьёзно относился к учебе. Ведь если знания есть — то проблем с подготовкой не возникнет. Нужно будет лишь суметь систематизировать то, что получено школьной программой. Тем не менее, некоторые родители желают, чтобы их дети шли учиться на самые престижные специальности с высоким конкурсом и большим проходным баллом, поэтому платят деньги репетитору, не считаясь с реальными возможностями детей.

Тестирование — это не экзамен, а просто аранжировка абитуриентов по своим баллам. Это не значит, если вы получили 5 баллов, то это плохо. Любой результат выше нуля считается положительным.

— Как бы Вы посоветовали вести себя родителям абитуриентов в этот сложный и ответственный для них период?

— В первую очередь, мне хотелось бы всем родителям пожелать спокойствия. Всё, что должно случиться — случится. Лишними переживаниями ничего не изменишь. Паника никогда не доводит до добра. Кстати, как и излишняя опека над своими детьми. 90 процентов родителей пишут заявления для поступления вместо абитуриентов.  Непосредственно во время экзаменов не нужно создавать дома нервную ситуацию. Не нужно «триумфировать» при первых успехах и впадать в отчаяние, если что-то не получилось. Спокойное, деловое отношение родственников — вот что по настоящему необходимо выпускнику, чтобы у него не опустились руки в случае неудачи. Поддержите ребёнка, докажите ему, что по трудному пути он идёт не один. Это ощущение придаст ему уверенности в своих силах.

— А что бы Вы посоветовали абитуриентам для успешной сдачи тестов?

— Знаете, если абитуриенты мало времени уделяли учёбе все предыдущие годы, то вряд ли они смогут получить эти знания за последние пару месяцев, или даже полгода. Некоторые считают так: «Вот схожу на пробное тестирование, и буду примерно знать, что будет в централизованном. И можно потом ничего не бояться». Дорогие абитуриенты, поймите, что репетиционное тестирование научит вас лишь правильно заполнять всю документацию и морально подготовит вас к централизованному тестированию, но не более того.

— Владимир Николаевич,  как Вы считаете, что является самым сложным моментом при сдаче тестов?

— Я считаю, что самое сложное — это сосредоточиться. Самое важное — это внимательно прочитать вопрос и понять, что же там написано. Оказывается, что даже очень хорошо подготовленными ребятами больше всего ошибок допускается в самых простых заданиях. Причём из-за того, что они плохо поняли суть написанного.

Когда увидите лист с заданиями, вам может показаться, что вы ничего не знаете. Паника — это естественная реакция на тестировании. Её нужно перетерпеть и успокоиться.  Не переговариваетесь с другими участниками тестирования. Во- первых, вы тратите своё драгоценное время. А во-вторых, помните, что подсказывать просто не имеет смысла, так как все остальные —  это ваши конкуренты. Коме того, вас могут просто удалить с тестирования.

— Каких результатов тестирования больше: положительных  или отрицательных? Как Вы думаете, почему так?

— Хватает и тех, и других. В принципе, не нам решать, но мне кажется, что тестирование справедливое. Как я уже и говорил ранее, все находятся в одинаковых условиях. На централизованном тестировании все испытывают стресс, из-за этого результаты получаются намного хуже, чем на репетиционном. Самое главное — это знать то, что ты делаешь правильный выбор, выбирая ту или иную профессию. Ведь так часто сдавая тесты на большое количество баллов, но поступая на профессию, к которой, как говорится «душа не лежит», происходили нехорошие случаи. Студентов отчисляли уже после первого семестра. А всё потому, что учёба казалась скучной и неинтересной. Стремитесь лучше к тому, что вам нравится, к той профессии, с которой бы вы действительно хотели бы связать свою жизнь. Нередко очень нехорошее влияние на абитуриентов производят родители. А всё из-за того, что они хотят чтобы их ребёнок связал свою жизнь с той профессией, которая нравится им. А так делать категорически нельзя. Помните: даже если профессия очень престижная и высокооплачиваемая, но она не устраивает студента, то ни о каком успехе речи идти не может. Учитесь, стремитесь, старайтесь. И пусть удача всегда будет на стороне тех, кто пробивает дорогу к цели своими трудом и способностями. Успехов всем поступающим!

— Спасибо Вам большое за разговор. Я думаю, что предоставленная Вами информация поможет нашим выпускникам подготовиться к тестированию.

Марина Царькова, юнкор.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.