К обращениям – без формализма

Обращения граждан всегда были в поле зрения власти. Директива Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» еще более усилила ответственность за эту работу. Результат налицо — очереди в кабинеты власти исчезают. Вопрос эффективности работы с обращениями граждан и в целом выполнение райисполкомом и подведомственными структурами Директивы № 2 — всегда ключевой в повестке дня проходивших заседаний райисполкома. В целях совершенствования этой работы в райисполкоме еще в 2007 году создан отдел, координирующий деятельность по своевременному и качественному рассмотрению поступающих заявлений, предложений, жалоб. О том, как осуществляется это на практике и о результатах реализации мероприятий по дебюрократизации, мы спросили у начальника отдела по работе с обращениями граждан Бобруйского райисполкома К.А. Халимоненко.

— Кристина Александровна, Директива № 2 Президента Республики Беларусь о дебюрократизации ставит во главу  угла человека. Его обращения и проблемы должны находить быстрое решение в кабинетах чиновников. Так ли это?

— Работа с обращениями граждан в райисполкоме давно уже носит системный характер и налажена таким образом, чтобы в краткие сроки решать различные проблемы. Сегодня важно путем дебюрократизации и упрощения процедур работы госаппарата с населением открыть широкие возможности для активного участия граждан в решении важных проблем, стоящих перед нашей страной. Мы строим государство для народа, в котором не должно быть места бюрократии и чванству. В связи с этим райисполкомом, его структурными подразделениями ведется работа по расширению практики приема граждан по месту жительства и в трудовых коллективах, пристальное внимание уделяется организации личного приема граждан. За 8 месяцев нынешнего года проведен 81 личный прием граждан, 15 — выездных, во время которых приняты 16 человек. 22 обращения поступило на телефон «горячей» линии, 2 — на официальный фИнтернет-сайт райисполкома  (bobruisk. mogilev-region.by). По всем вопросам даны подробные разъяснения. В мае проведен семинар с секретарями сельских и поселкового исполнительных комитетов, специалистами, ответственными за организацию работы с обращениями граждан на основе заявительного принципа «одно окно», в отделах и управлениях райисполкома.

— Насколько мне известно, в апреле вышел Указ Президента Беларуси № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Внес ли он какие-либо изменения в регламент работы райисполкома?

— Да, конечно. Новая редакция перечня административных процедур направлена на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с осуществлением административных процедур, оптимизацию перечня документов, размера платы, сроков их осуществления в целях максимального облегчения решения гражданами своих повседневных вопросов. Так сокращен перечень документов, представляемых гражданами по административным процедурам. В частности, для выдачи отдельных справок исключена необходимость предоставления заявлений, свидетельств о рождении ребенка. Сокращены сроки совершения некоторых административных процедур, например, для выдачи справок о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о начисленной жилищной квоте. Уменьшен размер либо отменена плата за совершение отдельных административных процедур. Так, предусмотрена возможность бесплатной регистрации, выдачи (обмена) вида на жительство в Республике Беларусь, проездного документа РБ, разрешения на постоянное проживание в отношении несовершеннолетних. Кроме того, сокращены административные процедуры, невостребованные на практике, а также уточнены уполномоченные органы, в которые необходимо обратиться гражданам для их осуществления. Документом предусмотрено, что административные процедуры могут осуществляться по заявлениям граждан только при условии их наличия в перечне административных процедур. Это нововведение позволит избежать злоупотреблений, связанных с необоснованным введением на ведомственном уровне новых административных процедур. За 8 месяцев в районе выдано более 8000 справок, около 850 запрошено госорганами самостоятельно.

— Какие в районе создаются условия для внедрения электронного документооборота?

— В 2009 году в райисполкоме создана локальная вычислительная сеть, которая подключена к корпоративной информационно-вычислительной сети Могилевского облисполкома. С нынешнего года все отделы райисполкома начали передачу данных через Интернет-портал. В июне мы заключили договор с ООО «Юникомлайн» на сервисное обслуживание имеющихся в райисполкоме вычислительной техники и компьютерных программ.

— Кристина Александровна, расскажите о работе райисполкома, сельисполкомов, организаций района о работе с гражданами на основе заявительного принципа «одно окно».

— В целях обеспечения максимально полного информирования граждан о возможностях использования заявительного принципа в холле райисполкома в доступном для граждан месте установлен специальный стенд с размещением на нем информации о структуре исполкома, его руководителях, о режиме работы управлений и отделов, приеме граждан председателем райисполкома, его заместителями, начальниками отделов. На стенде размещены сведения о должностных лицах, выполняющих административные процедуры. В связи с изданием Указа Президента № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» внесены изменения в регламент работы райисполкома, а также некоторые правоустанавливающие и организационные документы. Вопросы работы с обращениями сельчан по заявительному принципу рассматриваются на оперативных совещаниях, проводимых председателем райисполкома, заседаниях райисполкома и сельисполкомов, на собраниях граждан по месту жительства.

— Сколько обращений граждан поступило в райисполком и сельисполкомы за прошедший период? Есть ли обращения, которые не разрешены и находятся на контроле?

— В районный, сельские и поселковый исполнительные комитеты за 8 месяцев поступило 720 обращений, что на 25 меньше, чем за аналогичный период минувшего года. Из них 332 — письменных и 388 — устных. Непосредственно в райисполком поступило 328 обращений, из них 203 —  письменных, 125 — устных. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество обращений увеличилось на 30 процентов. Хочется отметить, что если количество письменных обращений  увеличилось на 20 процентов, то устных на 59 процентов, что говорит о возрастающем доверии граждан к власти. 16 обращений поступило от юридических лиц. На 16 процентов уменьшилось число коллективных обращений (8 месяцев 2010 г. — 27, за аналогичный период 2009 г. — 32). В результате рассмотрения обращений даны разъяснения по 282, отказано в удовлетворении просьб по 11-ти, признано необоснованными 15, находятся на контроле исполнения 20 обращений.

— Кристина Александровна, как можете охарактеризовать поступившие обращения…

— Анализ поступивших обращений показывает, что спектр поднимаемых проблем в основном касается благоустройства населенных пунктов, сохранения и ремонта жилищного фонда, улучшения жилищных условий. В 13 раз увеличилось количество обращений, касающихся ведения личных подсобных хозяйств, граждан волнуют вопросы выделения пастбищ, сена для личного скота, сбора молока. В СПК «Гигант» сенокосы, обещанные во всех источниках СМИ, не были выделены неработающим в хозяйстве молокосдатчикам. Недостаточно пастбищ для скота выделяется на территории Сычковского, Телушского и Бортниковского сельсоветов. Не обеспечивался сбор молока на территории Вишневского сельсовета. В районе недостаточно внимания уделяется поддержке личных подсобных хозяйств, что ведет к снижению поголовья скота в личных подсобных хозяйствах и росту обоснованных жалоб граждан. Актуальными остаются вопросы здравоохранения, строительства и ремонта домов, оказания финансовой помощи. Значительно увеличилось количество обращений, касающихся вопросов архитектуры, судебных и правовых вопросов.

В этом году произошел существенный рост обращений, поступивших из вышестоящих организаций, всего 75, это на 34 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них, из Администрации Президента РБ — 19 обращений, из Могилевского облисполкома — 19, Комитета госконтроля — 20, прокуратуры — 2, три обращения поступило через средства массовой информации. Считаю, что выявленные многочисленные проблемы сельчан, с которыми они обращались в высшие органы: это и неудовлетворительное тепло- и водоснабжение, и ремонт жилья, кровли, улиц, и по газификации, и вопросы оплаты за услуги ЖКХ, и ведения личных подсобных хозяйств, и многие другие возникли из-за некомпетентности отдельных должностных лиц района, отсутствия с их стороны действенных мер для полного и объективного рассмотрения обращений граждан.

— Можете ли назвать конкретные факты нарушений, допущенных ответственными за работу с обращениями граждан лицами?

— Многочисленные нарушения наблюдаются в работе УКП «Жилкомхоз» с потребителями жилищно-коммунальных услуг (четыре исковых заявления на одну и ту же сумму были поданы юрисконсультом предприятия за 2009-2010 год в части взыскания с гражданки Лаптевой Л.В. из д.Телуша, неоплаченных коммунальных платежей (договор на оказание услуг не заключался, работы по техническому обслуживанию не выполнялись). Не единичны обращения граждан по вопросу неудовлетворительного состояния ведомственного жилищного фонда в ОАО «Агрокомбинат «Бобруйский» (более года отсутствовало тепло- и водоснабжение в квартире парализованной Сологуб А.А. из д. Дойничево), на данный многоквартирный дом отсутствует какая-либо документация. Руководству ОАО «Агрокомбинат «Бобруйский» необходимо провести регистрацию имеющихся на балансе жилых помещений. В ходе проведенных проверок выявлены нарушения законодательства об обращениях граждан и об основах административных процедур в ОАО «ПМК-84 «Водстрой», УКП «Жилкомхоз» района, в управлении сельского хозяйства и продовольствия райисполкома.

Всего за 8 месяцев к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, а также нарушения сроков осуществления административных процедур привлечено 10 должностных лиц района, в том числе 1 освобожден от занимаемой должности. Также хочу сказать, что в соответствии со статьей 9.13 Административного кодекса Республики Беларусь нарушении законодательства об обращениях граждан влечет за собой ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин. Как видите, ответственность за факты бюрократизма, чванства — серьезная. Также хочу напомнить жителям района телефон, по которому они могут позвонить и рассказать о своей проблеме – 52-26-30.

— Спасибо, Кристина Александровна, за беседу. Надеемся, что с изменениями в деятельности госорганов, также меняется и отношение чиновников в работе с людьми. Поменьше в ваших кабинетах обиженных граждан, побольше — с благодарностями. Удачи в вашей нелегкой деятельности.

Беседу вела Елена БРАИЛИЦА.

Фото Дмитрия БЕГУНОВИЧА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.