Федор БОГДАНОВИЧ: «Учитель должен строить урок, чтобы ученикам было интересно»

Совсем недавно, кажется, в школах прозвучал последний звонок для выпускников, и вот через пару дней прозвучит еще один, приглашающий всех остальных учеников вновь сесть за школьные парты. На пороге — очередной учебный год. О том, как к нему подготовились школьные учебные заведения района — наш разговор с начальником отдела образования райисполкома Федором Богдановичем.

— Федор Михайлович, конечно же, Вы отслеживали, как идет ремонт и подготовка школ и  учебно-педагогических комплексов к новому учебному году. Насколько известно, специальная комиссия недавно объезжала эти учебные заведения и вынесла оценку об их готовности, а как Вы считаете, все ли сделано в школах к новому приему учеников?

— Не буду многословным в этом плане. Скажу так: да, наши школы подготовлены к новому учебному году надлежащим образом. Паспорта об их готовности к началу этого процесса подписаны даже представителями горрайотдела по ЧС, которые тоже являлись членами этой оценочной комиссии. В ходе осмотра мы обращали внимание не только на готовность учебных классов, столовых и других кабинетов, но и на внешний вид зданий, оснащение стадионов и спортзалов оборудованием, на состояние окружающей территории. Очень красиво она выглядит в Химовском УПК,  не менее привлекательно — у детского садика, что находится в Больших Бортниках. Я уже не говорю о том приятном впечатлении, которое покидает внутренний осмотр помещений этих самых заведений. Кстати, оба они стали в этом году победителями районного соревнования среди учреждений образования района.

Вообще хочу сказать одно: наши педагоги и учащиеся немало сделали, чтобы в школах района навести порядок, чтобы их внешний облик выглядел привлекательно, а внутри зданий царил уют и комфорт. Конечно же, в этом плане не обошлось без помощи райисполкома. Я ведь до этого возглавлял отдел образования в Глусском райисполкоме и могу сравнить: очень положительно то, что в Бобруйском районе все средства на обустройство и ремонт школ направляются целенаправленно, не распыляются — а вкладываются в конкретные учебные заведения. И в этом убеждают школа и детсад в Воротыни, объекты Телушского УПК — после капитального ремонта они просто преобразились.

Теперь что остается? Сохранить то, что сделано, и приумножить, постараться, чтобы в наших школах и дошкольных учреждениях было еще лучше. А это уже опять-таки совместный труд и забота как самих педагогов, так и их учеников. Детям следует ценить сделанное для них, и это во многом зависит от их воспитания и привитых с первых дней навыков в школе  и в детском саду.

— Что-нибудь в плане реорганизации школ изменилось и сколько детей сядут за парты в этом учебном году?

— Нет. В районе по-прежнему осталось 14 общеобразовательных школ и учебно-педагогических комплексов, а также 8 детских садиков. Единственное, пожалуй, изменение, что нынешним летом под нашим началом уже действовал детский оздоровительный лагерь «Бобренок-2010», бывший «Колосок». И еще одно, не сказать, что новшество — а скорее, возвращение к старому: в нынешнем учебном году в школах района не будет штриховых или так называемых параллельных классов, что ранее было обусловлено переходом на 12-летнее обучение.

Получили компьютерное оборудование для двух классов, предназначенных для обустройства таких кабинетов в Телушском и Осовском УПК. Теперь в каждой школе у нас есть компьютерные классы, оснащенные современной техникой. Сейчас все школы района имеют выход в интернет.

Что касается количества учащихся, то, к сожалению, тенденция их уменьшения пока сохраняется. Первого сентября за школьные парты сядут 1723 учащихся — на 86 школьников меньше, чем в прошлом году.

— Федор Михайлович, ну, а как школы укомплектованы педагогическими кадрами, и насколько сильно пополнение тех, кто после вузов направлен по распределению на работу в наш район?

— Пока по-прежнему у нас недостаточно учителей по таким предметам как физика и химия. Одиннадцать молодых специалистов, которые направлены по распределению на работу в наш район тоже не в состоянии восполнить этот пробел. Все они трудоустроены — распределены по школам и будут работать в Телуше и Воротыни, в Гороховке и поселке Глуша, в Осово и Броже, в других населенных пунктах, где у нас имеются учебные заведения. О качестве их подготовки ничего сказать не могу. Время покажет. Одно лишь хочу заметить, что меня, как руководителя отдела образования, несколько смущает тот факт, что среди направленных к нам на работу молодых учителей всего один мужчина, преподаватель по физвоспитанию. Так что и наша сельская да и городские школы, наверное, по-прежнему слабеют на сильную половину педагогов.

— Федор Михайлович, Вы сами когда-то начинали учительствовать, поэтому интересно услышать ваше мнение: с какими трудностями в начале своего пути может встретиться молодой учитель в школе?

— Знаете, что скажу, не унижая достоинства любой профессии: педагогика — это не ремесло. Это — призвание. А с трудностью, непременно первой и главной, в школе сталкивается почти каждый молодой учитель, и заключается она в том, как прежде всего самому научиться грамотно работать с классом. Ведь нужно построить урок настолько интересно, чтобы ребята, даже, может быть, не осознавая этого, словно по инерции, могли извлечь из него полезную для себя информацию. Значит, надо знать запросы детей, начиная от самого юного и до старшего их возраста. Умение заинтересовать своих слушателей излагаемым предметом, темой, вопросом требует от учителя быть своего рода артистом в классе, великим импровизатором, если хотите. Кто-то постигает это очень быстро, кому-то это дается нелегко. Вот потому и получается, что некоторые потом уходят из профессии, чем еще раз подтверждают, что быть великим наставником ума и души подрастающего человека — это действительно святое призвание. Человеческий материал, особенно на детском уровне, хрупче и деликатнее любого иного материала на земле, и чтобы вылепить в своем воспитаннике достойную личность — нужно великое, большое терпение педагога.

— С вопросами материального и кадрового обеспечения школ все понятно, а как обстоит дело с о-рганизацией питания детей, подвоза их к местам учебы, ведь некоторым из них приходится преодолевать немалый путь по дороге в школу?

— У нас уже отработана своя система по организации этого дела. Поэтому в ходе подготовки к новому учебному году все возникшие вопросы как по школьному питанию, так и по подвозу учеников были учтены и решены. Проблем здесь нет. Правда, раньше приходилось сталкиваться и с таким мнением некоторых родителей, которые сетовали: дескать, надо забирать детей в школу чуть ли не у дома и доставлять после уроков едва ли не на родной порог. Но ведь это накладно и в финансовом плане, потому что обусловлено приобретением дополнительного топлива для школьного автотранспорта, лишними его затратами… Насколько помню, когда-то ученикам из сельской местности приходилось ежедневно добираться в школу за несколько километров. И зимой — тоже. Потому что пришкольных интернатов не всегда хватало. О таком автобусном подвозе они могли только мечтать. Поэтому я думаю, что подобные мнения некоторых родителей со временем исчезнут, уступив место нормальному человеческому расчету.

— Пользуясь случаем, Федор Михайлович, чтобы Вы хотели пожелать педагогам района — и уже признанным мастерам учительского дела, и начинающим, молодым специалистам — в новом учебном году?

— Ну, конечно же, крепкого здоровья, материального достатка, новаторского подхода к организации учебного процесса, и чтобы у них в классах было побольше любознательных, ищущих учеников, с которыми интересно работать. И хотелось бы напомнить им заодно, что, как выразился классик, сеять разумное и вечное в юных душах нужно еще лучше, чем хлеборобу, который заправляет семена в почву. Потому что от качества нашей работы во многом зависит то, кто придет в стране на смену старшему поколению.

— Вас тоже поздравляем с этим событием — пусть новый учебный год пройдет успешно и плодотворно. Спасибо за беседу.

Взял интервью

Михаил БОСАК.

Фото Людмилы ПИСАРЕВОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.