Продвино: родовое гнездо старинной фамилии

Продвино: родовое гнездо старинной фамилии

Из истории

Деревня Продвино Вишневского сельсовета находится в 17 км к югу от города на Березине на автомобильной дороге Бобруйск-Мозырь и в 6 км от остановочного пункта Брожа на железнодорожной линии Бобруйск-Рабкор. Ее история берет свое начало в 18 веке, когда католик Стефан (Степан) Бокий вместе с родными и двоюродными братьями Франциском, Мартином, Яном, Киприяном и Томашем поселился в Бобруйском уезде (до этого они проживали в Орше). Так, в 1790 году он приобрел патент на право аренды участка земли размером 80 с половиной га у Бобруйского старосты Тадеуша Желиховского. Как сказано в документе из Национального исторического архива Беларуси, «на основании свидетельства №6, выданного Минской казенной палатой, шляхтичу Степану Бокию передается в аренду 3 волоки (23%) пахотной и сенокосной земли с выплатой 30 рублей серебром к 1795 году».

Братья-католики обосновались у реки Прудвин, которая упоминается на карте Великого Княжества Литовского в 1613 году, отпечатанной в Амстердаме на латинице, и занялись благоустройством своего застенка, назвав его Лески (Лесковка). В 1790 году Степан Иванович Бокий начал строить усадьбы для своей семьи. Первый дом построил примерно в 1790-1793 г. г. и в наследство оставил младшему сыну Нарциссу. Оказал помощь в строительстве жилых домов старшим сыновьям, Ивану и Якубу. Постепенно поселение стало разрастаться. И в 1798 году, спустя 8 лет после основания, здесь насчитывалось 5 дворов и 26 жителей. В 19 веке деревня была переименована в Продвино. Новое название появилось и у речки, от которой пошло название населенного пункта. Она стала называться Продвинка.

Население деревни составляла малоземельная шляхта. В 1847 году в Продвино насчитывалось уже 18 дворов и 93 жителя. Деревня находилась в составе казенного имения Брожа. По переписи 1897 года это было поселение в Брожской волости, при почтовой дороге Бобруйск-Паричи, где насчитывалось 36 дворов. В 1916 году в Продвино было открыто земское народное училище (учитель — Неонила Шаломовская). В 1917 году — 43 двора, 256 жителей. В 1921 году земское народное училище было реорганизовано в трудовую школу 1-й степени, где училось 55 детей. В 1925 году на базе сельской школы работала школа по ликвидации безграмотности среди взрослых. В 1926 году деревня насчитывала 58 дворов и 300 жителей. В 1932 году здесь был организован колхоз имени Чкалова. С 1924 по 1968 год Продвино — центр Продвинского сельсовета Бобруйского района. В 1986 году там было 29 хозяйств, в составе колхоза имени Фрунзе. Сегодня здесь проживает 11 жителей и насчитывается 10 хозяйств, а также 39 дачных домов.

К слову, основатель Продвино, Степан Бокий — прапрадед бобруйчанина Феликса Бокого, который родился в деревне в 1936 году. На собственные средства Феликс Антонович решил установить на местном кладбище кресты своим предкам, чтобы увековечить их память. «Мой прапрадед был шляхтич. В 1810 году он получил патент Минской губернии о статусе дворянина и герб «Топор рода Бокиев» — на красном поле там изображена обращенная острием влево серебряная секира, поверх нее — золотой крест, на шлеме — страусиные перья», — рассказал нашей газете Феликс Антонович.

Происхождение фамилии

Родословная рода Боких в Беларуси начинается с Ивана Бакея, полковника Польских войск (король Владислав IV выдал привилей 16 июня 1635 года о его полковничьем звании). Сам род Боких известен с начала 16-го века. Фамилия Бокий относится к числу украинизированных еврейских фамилий. В ее основе лежит нарицательное слово «бок», от которого и было образовано прозвище предка: Бокий, Бокей. Можно предположить, что так, например, могли называть кривобокого или же ленивого человека. Не исключено, что фамилия восходит к древнетюркскому слову «бокей», то есть «герой, силач». В качестве личного имени встречается, например, в казахской ономастике. По другой версии фамилия Бокий ведет свое начало от еврейского слова «baqi», которое в переводе на русский язык означает «сведущий человек». Скорее всего, основатель рода Боких был мудрым, рассудительным, знающим мужчиной. Окончание -ий и чередование гласных о/а появилось в результате украинизации фамилии. Фамилия встречается как в польской, так в украинской и белорусской ономастике. На протяжении 19 века, когда Бобруйский уезд находился в составе Российской империи, она видоизменялась при переписи документов русскими чиновниками: Бакей — Бокей — Бокий. На данный момент Бокие проживают более чем в 130 населенных пунктах мира. Только в Бобруске живет около 50-ти семей с этой фамилией. В наше время Боких можно встретить в Украине, России, Беларуси, Польше, Канаде, США, Германии и других странах.

Католическое поселение

Я. С. Кед

Так исторически сложилось, что в Продвино в большинстве своем проживало белорусское население католического вероисповедания. И пошло это от основателей деревни — Боких, которые были католиками. Однако костела здесь не было. Крестить детей местные жители возили в Бобруйск. Уроженка Продвино Янина Станиславовна Кед, в девичестве Бокая, родилась в семье католиков, в 10-летнем возрасте ее подпольно покрестили в городе. «Помню, как собралось 10-15 детей, родители, и пешком все шли до Казаково. Оттуда садились в машину и ехали в Бобруйск, и там, где-то на дому, в районе железнодорожной станции, нас всех покрестил ксендз. Это были 50-е годы. Родители иногда ездили туда на богослужения по большим праздникам. А в деревне в одной из хат, расположенной недалеко от нашей, был молитвенный дом. По вечерам там собирались целыми семьями, молились, общались. У всех тогда были молебные книги, в том числе у моих родителей. По наследству мне перешла книга моей прабабушки — молитвенник 1874 года, изданный в Варшаве на польском языке. Это моя семейная реликвия. Там есть записи, сделанные маминой рукой», — рассказывает Янина Станиславовна (эту книгу женщина показала нашей редакционной группе). Муж и дети у нашей собеседницы православные. Она говорит, что в ее семье отмечаются и католические, и православные праздники.

В Бобруйском костеле в детстве крестили потомка основателя Продвино — Феликса Бокого. «Меня крестили во время войны, в 1943 году. Чтобы доехать на лошади до костела, надо было договориться с партизанами. И через неделю после этого отец сходил в лес и поблагодарил партизан за содействие. В нашей семье всегда соблюдались религиозные традиции, отмечались праздники», — рассказывает Феликс Бокий.

Его дальний родственник, Иван Бокий, член Белорусского Союза художников, проживающий в Минске, также был крещен в Бобруйском костеле в 1951 году. «Мне было около пяти лет, а моей сестре — 2 с половиной года. Крестной нам стала мамина родная сестра, наша тетя», — говорит Иван Иванович.

Местное кладбище

Сельское кладбище порой может многое рассказать о прошлом деревни. Мы упоминали уже о том, что на гражданских захоронениях в Прод­вино установлены кресты в память основателя этого населенного пункта Степана Бокого и его потомков. Есть здесь и еще один памятный знак в виде камня-валуна — жертвам политических репрессий, невинно расстрелянным в 1937, 1938 и 1940 годах. Он был установлен на средства местных жителей. Инициатором увековечивания памяти этих людей была ныне покойная Нина Чистякова, отец которой пострадал в то смутное время… Там упомянуты имена 15-ти продвинцев, в том числе Петра Короткевича, деда уроженца деревни Геннадия Трацевского.

Г.Ф. Трацевский

Геннадий Фадеевич вспоминает: «Когда моего деда репрессировали, ему было 70 лет, он 1868 года рождения. По тем меркам он жил хорошо. Сперва деда раскулачили, а потом обвинили в том, что он якобы был польским шпионом. Я думаю, причина гонений крылась в вероисповедании — он был католиком. На этой почве здесь в свое время пострадало немало людей. А в 1959 году деда посмертно реабилитировали».

Выбито на валуне и имя отца еще одной жительницы Прод­вино Галины Хомич — Александр Бокий. «Моего отца забрали в 1937 году. Мне было три года. Назад он так и не вернулся, и наша семья осталась без кормильца», — рассказала женщина.

На местном кладбище похоронен также заслуженный деятель искусств республики Беларусь Людвиг Асецкий, который родился в 1929 году в Продвино и впоследствии завещал похоронить его здесь. В память о нем здесь установлен большой и красивый памятник. В 11-летнем возрасте Людвиг Петрович переехал в Бобруйск, стал заниматься в Доме пионеров. Затем окончил Минское художественное училище, театрально-художественный институт по специальности «художник-график». Он работал в стиле монументальной живописи, станковой и книжной графики, выполнял иллюстрации к книгам. Работы художника выставлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь, музее современного изобразительного искусства в Минске, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны и других.

Великая Отечественная война

Ф.А. Бокий

Во время Великой Отечественной войны территория Продвино была занята оккупантами. Здесь находился полицейский штаб. Несколько местных жителей ушли в полицаи. Однажды предатели устроили облаву на местных детей, среди которых был уроженец деревни Феликс Бокий — потомок основателя Прод­вино. Вместе с двумя сестрами его отправили в Германию, в детский концлагерь. «Это было 11 июня 1944 года. В набитом битком вагоне ехали дети от 7-ми до 14-ти лет. Мы были, как селедки в бочке… Запах стоял ужасный. В антисанитарных условиях, обессиленные, голодные тряслись в поезде около трех суток. По прибытию в Германию мы прошли сан­обработку и были отправлены в детский концлагерь в Фалькензее, где я с сестрами пробыл до ноября 1944 года, пока нас не освободили союзные войска. Все это время над нами проводили медицинские опыты и эксперименты, и только чудом нам удалось выжить в этом аду», — рассказывает Феликс Антонович.

Впоследствии местных полицаев, которые сотрудничали с немецко-фашистскими оккупантами, осудили. Каждому дали по 10 лет.

Продвинцы на маевке

Быт деревни

Семейный оркестр Боких

Долгое время Продвино являлось центром одноименного сельсовета. До войны здесь существовал колхоз имени В.П. Чкалова, который позже был переименован в колхоз им. М.В. Фрунзе. Позже, когда правление хозяйства перенесли в Стасевку, в его бывшем здании стала располагаться начальная школа. «У нас был большой колхоз. Трудилась в нем практически вся деревня. Остальные уезжали на Донбасс, поднимать целину. Передовиков сельского хозяйства чествовали в местном клубе. Когда из города приезжали коллективы художественной самодеятельности или привозили фильмы, то там негде было яблоку упасть. К нам приходили люди с окрестных деревень. Кстати, Продвино было электрифицировано в конце 50-х годов. До этого местное население использовало керосиновые лампы. В деревне были популярны маевки, на которые собирались местные жители — брали корзинки с провизией и шли в лес, на природу», — рассказывает уроженка Продвино Янина Кед.

Нужно сказать, что ее отец, Станислав Бокий, работал бригадиром в колхозе. В свободное от работы время любил играть на скрипке и был известен в округе как талантливый музыкант. «В семье моего папы все были музыканты — играли на аккордеоне, флейте, ударных инструментах — был целый семейный оркестр. Папу, его брата и сес­тер приглашали на свадьбы. Они брали лошадей и уезжали», — говорит Янина Станиславовна. Местные жители любили проводить время на живописном берегу реки Брожка (в прошлом Продвинка). Там они купались, ловили рыбу и раков.

Иван Бокий

И.И. Бокий

Продвино — родина еще одного деятеля искусств, члена белорусского союза художников Ивана Бокого, который сегодня проживает в Минске. Он родился в 1946 году. Учился в Продвинской начальной школе, в Вишневской семилетней и в Брожской средней школах. Окончил Минское художественное училище по специальности «художник-оформитель». Учился в Московском полиграфическом институте (1971-1976) на факультете «Художественное оформление печатной продукции». Окончил его в 1977 году по специальнос­ти «художник-
график». Иван Бокий — член Белорусского Союза художников. Работал в области книжного оформления, графики, экслибриса.

И.И. Бокий в юности

Художник оформил и проиллюстрировал 70 книг. Среди них художественная, детская, политическая, учебная литература. Работал главным художником в полиграфии: детского издательства «Юнацт­ва», издательского общества «Книжный дом», журнала сатиры и юмора «Вожык». Свой выбор профессии книжного графика обосновывает просто: «Книгу я полюбил с детства. Мой отец был преподавателем русского и белорусского языков, он научил меня рано читать, с 9 лет я регулярно посещал библиотеку», — рассказывает Иван Иванович.

Художника всегда интересовала история его родословной. Однажды ему в руки попалась папка с документами «Дело о дворянском происхождении рода Бокеев» из Национального исторического архива Рес­публики Беларусь. В течение трех лет он самостоятельно переводил документы с польского на русский язык. Некоторые сведения оттуда и были включены в материал, который вы сейчас читаете. Иван Бокий навсегда сохранил теплое отношение к своей малой родине. Два раза в год он приезжает сюда, посещает родительский дом и односельчан. Художник убежден, что каждый человек должен знать и чтить свои корни.

Людмила ЛЮБИМЦЕВА.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА и из архива местных жителей.

Автор выражает благодарность Ивану Ивановичу и Феликсу Антоновичу Боким за содействие в подготовке материала.