Александр БОБКОВ: «В целях улучшения жизни людей»
— Подводя итоги 2013 года, хочу отметить, что налоговой инспекцией выполнены все основные задачи, поставленные перед нами Министерством по налогам и сборам РБ и инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Могилевской области.
Ушедший год был сложным, как в целом для экономики Республики Беларусь, так и для экономики района. А рост поступлений платежей в бюджет, в первую очередь, зависит от работы реального сектора экономики.
Как уже отмечалось в отчете Бобруйского райисполкома, по итогам 2013 года, в целом по району не выполнены такие основные прогнозные показателя, непосредственно влияющие на увеличение налогов, как рост производства валовой продукции сельского хозяйства, так и рост розничного товарооборота.
Формирование бюджета района в 2013 году проходило в сложных условиях. Вместе с тем, по итогам года было обеспечено выполнение плановых назначений по бюджетам всех уровней на 105,1 % —сверхплана поступило 3412,5 млн. рублей, в том числе консолидированного бюджета района — на 104,0% — 2601,7 млн. рублей, областного бюджета — на 100,7% — 41,9 млн. рублей.
В 2013 г. в доход бюджетов всех уровней по району поступило налогов и неналоговых платежей в сумме 70,8 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет района — 67,4 млрд. рублей. Поступления платежей за 12 месяцев прошлого года в сопоставимых ценах, по отношению к аналогичному периоду 2012 года, в целом по району снизились на 16 208,1 млн. рублей, темп роста составил 81,4 %. В том числе в республиканский бюджет поступления снизились на 15 915,5 млн. рублей, в областной — на 3 466,3 млн. рублей — темп роста составил 61,9 %.
В консолидированный бюджет района поступления увеличились на 3 173,8 млн. рублей, темп роста составил 104,9 %. Формирование бюджета в прошлом году обеспечивали почти 26000 плательщиков, в том числе 567 организаций, 202 индивидуальных предпринимателя и 25214 физических лиц, уплачивающих имущественные налоги.
В разрезе плательщиков, по формам собственности, основные поступления обеспечивают плательщики государственного сектора экономики. Доля организаций государственного сектора экономики в общем поступлении составила 51,2% и в сравнении с 2012 годом —уменьшилась на 18,1 процентных пункта (2012 — 69,3 %). Государственный сектор экономики допустил снижение платежей в бюджет на 24 млрд. рублей в сопоставимом виде.
Доля негосударственного сектора экономики (коммерческие организации и ИП) составила почти 32 % и увеличилась, по сравнению с 2012 годом, на 13,4%. Рост поступлений по коммерческим организациям и ИП, по сравнению с 2012 годом, составил 148,3% и 106,4% соответственно, или на 6 млрд. рублей.
Доля физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях, составляет 6,5%. Почти 80% доходов бюджета сформировано за счет 6-ти налогов, а именно: подоходного с доходов физических лиц (удельный вес в общих поступлениях — 46,2%, налога на добавленную стоимость — 7,2%, на прибыль — 4,0%, на недвижимость — 10,2%, земельного налога — 6,0%, налога при УСН — 5,5%.
Основным доходным источником консалидированного бюджета является подоходный налог с физических лиц.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост поступлений к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах по подоходному налогу с физических составил 113,9 процента (+4,0 млрд. рублей),
Но, несмотря на данный прирост, хочется отметить, что с поступлением данного налога существуют проблемы. Некоторые организации перечисляют его не в полном объеме, пользуясь тем, что декларации по данному налогу не предоставляются. Хочу обратиться к руководителям с просьбой не накапливать долги, рассчитывая на то, что в дальнейшем будет легче и вы рассчитаетесь по налогам. Легче не будет. И одно дело платить постепенно, ежемесячно, то что причитается, а другое дело выплатить долги за год или два. Ведь факты неполной уплаты налогов будут выявлены при проведении проверок.
Хотелось бы отметить, что основная часть плательщиков добросовестно исполняет свои налоговые обязательства, с пониманием относится к своей гражданской ответственности. Но к некоторым приходится применять меры принудительного взыскания. Так, за 2013 год в погашение задолженности обращенной на взыскание финансовых активов должников поступило в бюджет 2 423,9 млн. рублей, или 3,4 процента от общей суммы поступивших платежей в бюджеты всех уровней. В принудительном порядке взыскано с организаций в бюджет дебиторской задолженности 2 061,6 млн. рублей, списано с расчетных счетов — 362,2 млн. рублей. В ходе контрольных мероприятий проведена 171 налоговая проверка. За январь-декабрь 2013 года доначислено и взыскано в бюджет, по актам проверок 3548,4 млн. рублей, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, денежных средств на сумму 350,8 млн. рублей.
Поступления в бюджет по результатам контрольных мероприятий, являются одним из дополнительных резервов увеличения платежей в бюджет. Но, говоря о резервах роста поступлений платежей в бюджет, хотел бы вернуться к подоходному налогу с физических лиц. Именно подоходный налог в последние годы определяет содержание местного бюджета. Рост поступлений подоходного налога за счет роста заработной платы является одним из резервов увеличения поступлений в бюджет. Таким образом, приходим к простому выводу: для того, чтобы поступления в местный бюджет росли, необходимо повышать уровень заработной платы. Но, чтобы повысить заработную плату, ее придется заработать. Повысить зарплату без увеличения производительности труда и роста продаж невозможно. И здесь очень многое зависит от руководителей организаций. Почему на сегодняшний день одни организации могут позволить выплачивать достойную зарплату своим работникам, а другие не знают вообще, как ее выплатить?
Кроме пополнения бюджета за счет роста подоходного налога, источниками дополнительных поступлений являются: создание новых производств; развитие малого и среднего бизнеса. В качестве примера хочу привести работу частного предприятия «Сапермебель». Несмотря на льготы, предоставленные государством (Декрет №6), данное предприятие уплатило в бюджет почти 2 млрд. налогов и занимает 7-е место в списке организаций, уплативших наибольшие суммы налогов.
В заключение хочу сказать, что работа налоговой инспекции будет и в дальнейшем направлена на обеспечение безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет за счет эффективного контроля за полной и своевременной уплатой текущих платежей и недопущения задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам, расширения налогооблагаемой базы по организациям негосударственного сектора экономики, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Дополнительное привлечение доходов в бюджет позволит в свою очередь направить эти доходы на финансирование тех или иных социальных программ и, в конечном итоге, будет способствовать улучшению жизни наших граждан.
Александр БОБКОВ,
начальник ИМНС РБ по Бобруйскому району.