Из истории Всебелорусского народного собрания

Всебелорусское народное собрание как уникальный феномен политической системы суверенной Беларуси представляет собой современное прочтение и развитие идей народного самоуправления, уходящих своими корнями в прошлое нашей земли. Эти идеи лежали в основе механизмов народовластия, существовавших как в далекой древности, так и в новейшей истории.
До конституционной реформы 2022 года Всебелорусское народное собрание функционировало в качестве общенационального форума, будучи одной из форм реализации гражданами их конституционного права участвовать в обсуждении важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
В таком формате прошли шесть первых в суверенной истории страны Всебелорусских народных собраний: в 1996, 2001, 2006, 2010, 2016 и 2021 годах.
За это время собрание зарекомендовало себя как институт подлинной демократии, особая форма народовластия, позволяющая гражданам более широко реализовывать свое право на участие в управлении делами государства и общества, определении ключевых направлений развития страны.
В общенародных форумах принимали участие делегаты со всей страны: представители всех ветвей власти, отраслей экономики и форм собственности, социальных слоев и групп общества. Собрания объединяли руководителей предприятий и простых рабочих, тружеников села, инженерно-технических работников и представителей социально-культурной сферы, депутатов и военнослужащих, предпринимателей и студентов, пенсионеров и представителей политических партий, общественных объединений.
Самые инициативные, авторитетные и неравнодушные люди с активной гражданской позицией выдвигались и избирались делегатами собраний в трудовых коллективах и на общественных собраниях.
На Всебелорусское народное собрание традиционно приглашались руководители высших органов государственной власти, представители дипломатического корпуса, белорусских диаспор, международных и иностранных организаций.
В таком формате Всебелорусское народное собрание проводилось с периодичностью раз в пять лет. В то же время каждому форуму предшествовала длительная подготовка, а процесс обсуждения его итогов занимал многие месяцы. Это способствовало выявлению общественного мнения, активизировало открытое и всестороннее обсуждение достижений и проблем страны, выдвижение инициатив, касающихся дальнейшей стратегии развития общества и государства.
Решения собраний имели рекомендательный характер.
27 февраля 2022 г. состоялся четвертый в истории суверенной Беларуси республиканский референдум, на котором конституционные поправки поддержало более 80 процентов граждан, принявших участие в референдуме. Изменения Основного Закона затронули в том числе вопросы устройства государственной власти. В частности, Всебелорусское народное собрание приобрело конституционный статус, став высшим представительным органом народовластия. Его решения приобрели обязательный характер.
По материалам сайта https://vns.gov.by