Счастье, когда счастливы дети

В этом убеждена Лидия Федоровна Озерец на пороге своего 90-летия. Положив жизнь, что говорится, на алтарь воспитания детей — троих своих и сотен-сотен школьников в Горбацевичской школе нашего района, — она лишь укрепляется в справедливости мысли, впервые пришедшей к ней, когда начинала путь в педагогику еще пионервожатой. Ведь прав поэт, написавший: «Должны смеяться дети и в мирном мире жить». Как не согласиться с таким утверждением, если человечество вновь сталкивается с угрозой войны, пострашнее той, что пришлось пережить маленькой Лиде.
Через войну и болота Полесья
— Папа и мама мои были большими тружениками, как и полагается в традиционных белорусских семьях, — рассказ о своей жизни моя собеседница с легкой проседью в волосах начала с родителей. — Папа перед войной работал председателем колхоза, мама все делала по хозяйству, даже пряла и ткала холст, из которого шила нам одежду. Когда пришли немцы, отец поддерживал связь с партизанами, и осенью 1943-го мы все ушли в отряд. Он действовал в лесах у реки Птичь, а мы, дети, находились в партизанском лагере посреди полесского болота. Когда началось освобождение Беларуси в 1944-м, фашисты крепко сопротивлялись. Однажды они схватили папу и маму и до окончания войны мы, трое сестричек, их не видели…
Да, родителей — Федора Остаповича и Пелагею Дмитриевну Макаренко — гитлеровцы угнали в Германию. Воссоединилась семья только после победы. Девчата росли, обзаводились семьями. Встретила свою любовь и 18-летняя Лида — с сельским шофером Володей стала основательницей нового рода Озерцов. Будто специально подгадали молодожены, народив своего первенца 9 мая 1953 года — все годы этот праздник остается в роду двойным.
Стал асом энергетики
Старший сын Саша после окончания Горбацевичской школы хотел стать военным летчиком. Но после обязательной при прохождении медкомиссии центрифуги в Тамбовском авиационном училище подскочило давление, ставшее препятствием к сдаче экзаменов. Поэтому, к радости Лидии Федоровны, Александр вернулся домой и с ходу поступил в Белорусский политехнический институт, который окончил в 1976 году. Более десяти лет работал на Витебской ТЭЦ инженером, начальником смены цеха и руководителем лаборатории. Затем был начальником службы теплотехнического оборудования, заместителем главного инженера РЭУ «Витебскэнерго». В 1996-м занял пост заместителя генерального директора Витебского производственного объединения энергетики и электрификации, а через четыре года стал его генеральным директором. В мае 2006-го был назначен министром энергетики Беларуси.
Наблюдатели отмечали, что Александр Озерец является профессионалом в энергетике. Между прочим, Александр Владимирович стоял у истоков строительства первой в нашей стране атомной электростанции. Как вспоминает Лидия Федоровна, старший сын с юных лет прекрасно играл в футбол и шахматы. И автору этих строк до сих пор помнятся поединки за шахматной доской с Александром Владимировичем, когда тот навещал Лидию Федоровну на своей малой родине. Его спортивные интересы нашли продолжение и в том, что министр был председателем Белорусской федерации дзюдо.
Однако лучшее продолжение себя и рода Озерцов он видит в своих детях, внуках, племянниках и внучатых племянниках. О них с восхищением рассказывает и Лидия Федоровна:
— Мой первый внук Саша и внучка Оля никогда не забудут поздравить, навестить. Подарками, когда приезжают, завален весь стол…
Высокое напряжение
Средний сын Толя после окончания Горбацевичской школы работал электриком на сланцевой шахте в эстонском Кохтла-Ярве. Попал туда неслучайно — в нем жила тетя, родная сестра Лидии Федоровны. Она и приглашала племянника в его школьные годы провести летние каникулы в «заграничном», но на восемьдесят процентов русскоязычном городе. Анатолию нравилось бывать там настолько, что и первое рабочее место он выбрал на местном главном предприятии. Тогда же решил учиться по полюбившейся «электрической» специальности. Но случился некий «перекос фаз»: сдавая вступительные экзамены в Таллине, неожиданно получил тройку по математике, хотя был ее хорошим знатоком.
Неприятно: впервые почувствовал дискриминацию по национальному признаку. Предложили учиться на вечернем отделении, и он легко окончил 2 курса института. Но тенденции, как говорится, нарастали. Захотел перевестись в минский политехнический, но свободных мест в БПИ на тот момент не оказалось. Вернулся в Горбацевичи, устроился работать по специальности на «Бобруйскшину» и… поступил в Белорусский политехнический институт заочно, по новой сдав все экзамены, включая математику, на отлично.
А в это время в родном совхозе, который возглавил Олег Алексеевич Леонов, срочно требовался энергетик. Подключив Владимира Ивановича, отца нашего электрика-шинника, директор смог убедить Анатолия Владимировича вернуться в родное хозяйство. Несколько лет помогал тот землякам растить хлеб, был избран секретарем комсомольской, а потом и партийной организаций. Был замечен и выдвинут руководителем совхоза имени Ленинского комсомола. Там, на брожской земле, и застал Анатолия преступный развал Советского Союза. Все пошло кувырком, резко поменялись ориентиры и ценности.
Был вынужден поменять курс и вернуться в профессию и Анатолий Владимирович. Благо, у него и жены Аллы Викторовны уже выросли прекрасные дочки Лида и Валя. Снялись с родной Бобруйщины и отправились все вместе в Витебск, где глава семьи возглавил строившую энергетические объекты передвижную механизированную колонну. Мотался по всей Беларуси и западным областям России. Радовался созданию дочерьми своих семей, появлению внуков, одного из которых назвали в его честь. В обретшей независимость стране строил планы на будущее… Но в 2015 году коварная болезнь оборвала его жизнь в середине отведенной ему траектории.
Дающий свет родной земле
Младший сын Слава после окончания Горбацевичской школы тоже начинал в совхозе «Бобруйский». «Оба брата работали в энергетике, ну и я пошел в эту профессию, — вспоминает мой собеседник Вячеслав Владимирович Озерец. — Хотя интерес к электричеству проявился еще в школьные годы, на уроках физики. Новогодние гирлянды на батарейках собирал, дома всякие электроприборы чинил. Сразу после школы был слесарем по ремонту сельхозтехники в совхозе «Бобруйский». Вскоре хозяйство дало направление на учебу в Белорусский институт механизации сельского хозяйства. Учился хорошо, совхоз свою стипендию мне определил в 65 рублей. Однако после первого курса меня призвали на срочную службу в вооруженные силы СССР. Служил на 32-й площадке космодрома Байконур. Вот там экстрима хватало: жара за полсотни градусов в тени летом, мороз и ветер — зимой. А мы обеспечиваем запуск военных спутников…».
…После получения диплома об окончании института, ставшего к тому времени университетом, Вячеслав начал работать в Бобруйске и с небольшими перерывами продолжает ее здесь же. Конечно, он не забывает родительский дом в Горбацевичах, где всегда ждет самый родной человек — мама. Дети — сын Анатолий, работающий в Бобруйске в IT-сфере, и дочь Юлия, сотрудница столичной строительной организации, тоже любят бывать в агрогородке. Радуют успехами не только родителей, но в большей степени, бабушку Лидию Федоровну. Ведь в них она видит зримое продолжение счастья своих детей.
Потенциал матери
Всех сыновей учила в Горбацевичской школе мама… Нет, не мама, а Лидия Федоровна, как ее называли в классах все ребята, и собственные дети тоже. Начинала старшей пионервожатой, более 40 лет работала учителем начальных классов, закладывая основы знаний, порядочности, любви к Родине в юных граждан. За педагогический талант и самоотверженный труд была удостоена десятков грамот и благодарностей, почестей от Всесоюзной пионерской организации и от ЦК ЛКСМБ, знака Белорусского общественного объединения ветеранов «Почетный ветеран» и других наград.
— Я ведь всегда работала, общалась с хорошими людьми. Нет слов, чтобы описать все лучшие качества директора Горбацевичской школы в мое время Александра Ивановича Емельянова. С невестками никогда не ругалась, а со Светланой, женой Славы, просто дружу как с лучшей подругой. А какая отзывчивая, внимательная соцработник Ядвига Андреевна Перунова, оказывающая неоценимую помощь по дому! — Лидия Федоровна долго еще, с блестками слезинок в глазах, перечисляет бывших коллег, соседей, нынешних педагогов из родной школы.
Уверен, вспоминают своего учителя и многие ребята, ставшие взрослыми, но набиравшиеся у нее ума, благородства, чести и вылетевшие, как орлята, из гнезда школы. Шлют поздравительные открытки и письма, приглашают в гости, сами с тортами и цветами навещают ветерана педагогического труда. К какому-то из предыдущих юбилеев Леонид Соболев даже стиральную машину привез, а розы, подаренные одной из учениц, цветут перед уютным домом и сегодня.
И мы поздравляем Лидию Федоровну с очень симпатичной и уважаемой датой в жизни создательницы достойного рода, наставника нескольких поколений хороших людей. Желаем превратить эти вполне красивые две цифры в более круглые три! Многие лета! Уверены, отметить 100-летний юбилей приедут к Вам, Лидия Федоровна, не только дети, внуки и правнуки, но и первый праправнук.
Александр КАЗАК. Фото автора.