Торговый работник Анна Черепухо — о работе на селе, вкусах покупателей и любви к профессии

В последнее воскресенье июля работники торговли Беларуси отметят профессиональный праздник. Важность этой сферы деятельности невозможно переоценить. Ежедневный кропотливый труд работников прилавка направлен на повышение уровня жизни населения, удовлетворение их потребностей. Каким должен быть продавец, обслуживающий сельчан, и по каким критериям можно определить, на своем ли он месте? В поисках ответа на эти вопросы журналисты заглянули в магазин №60 Кировского райпо в пос. Туголица.

Как подчеркнула и. о. заведующего магазином Анна Черепухо, соответствовать профессиональным требованиям торгового работника не так уж сложно, надо лишь самому этого хотеть.
К профессии, которой посвятила значительную часть жизни, Анна Андреевна пришла не сразу. В школьные годы о работе за прилавком даже не думала. Из Житомирской области Украины, где прошли ее детские годы, она каждое лето приезжала на каникулы в Бобруйск к дяде. В ту пору в городе интенсивно развивался крупнейший в Европе шинный комбинат. В 1980 году Анна (в девичестве Супроненко) закончила школу и приехала в Беларусь, чтобы поступить в училище химиков от БШК. После окончания учебного заведения первые шаги девушка начинала с профессии сборщика автопокрышек. Сложной, физически тяжелой и совсем не женской профессии она посвятила три года. Там же, на заводе, познакомилась с будущим супругом, Виктором Черепухо. Знакомство переросло в большую любовь. Поженившись, молодые люди поселились в пос. Туголица у родителей Виктора. В семье родились двое деток. Они подрастали, и перед Анной встал вопрос о дальнейшей профессиональной деятельности. На этом этапе жизненного пути молодую женщину поджидал крутой поворот из химической отрасли в пищевую.
В кондитерский цех торгового центра Туголицы в ту пору требовались работники. Не имея специального образования, Анна рискнула испытать свои силы в этой деликатной, творческой профессии. Впрочем, сказать, что ей ранее были незнакомы особенности работы с разными видами теста, нельзя. Украинки — замечательные кулинары. Можно сказать, что умение вкусно готовить было в ней от рождения. Она успешно готовила не только знаменитые украинские борщи и вареники. В ее руках всегда удачно получалась и другая сложная кулинарная продукция, поэтому на новой работе Анна освоилась быстро. В течение 3-х месяцев была ученицей, а затем самостоятельно развивала свои навыки. На протяжении 10 лет, пока работала, кондитерский цех выпекал разнообразные мучные изделия для школы, работников местных организаций, продажи населению. С течением времени кондитерский цех закрыли. Анне Анд­реевне предложили вакансию продавца в продовольственном магазине.
Особого желания идти за прилавок, как сегодня признается Анна Черепухо, у нее не было, но и выбор в маленьком поселке — не особо велик. В феврале 1996 года она впервые переступила порог торгового объекта в пос. Туголица. С той поры пролетело более четверти века.
Первые годы работы в штате магазина было 5 человек. Сейчас посетителей обслуживают Анна Андреевна и ее дочь Ирина. Окончив местную школу, девушка поступила в Бобруйске торговое училище, получив специальность продавца. Трудилась некоторое время на других объектах, затем стала работать с мамой. Так был создан небольшой семейный подряд, где близкие люди трудятся бок о бок вот уже 15 лет, понимая друг друга с полуслова.
— Работая, мы стараемся сделать торговый зал уютнее и удобнее для покупателей. Следим за разнообразием ассортимента, за тем, чтобы всегда в наличии был необходимый товар. Среди наших покупателей много пенсионеров, для них предусмотрена скидка 10% на товары. Наш магазин продовольственный, но в наличии имеется и небольшая группа промышленных товаров, необходимых в быту, — рассказывает Анна Андреевна.
Посетители магазина — в основном местные жители. Большинство из них хорошо знакомы работникам прилавка. Когда на пороге появляется кто-либо из постоянных покупателей, Анна Андреевна как опытный продавец уже интуитивно чувствует, что он будет покупать, с каким вопросом обратится.
— Бывает, люди к нам заходят просто поговорить. Почти по-семейному рассказывают о том, что их беспокоит. Человеку надо выговориться, посоветоваться. Такие задушевные разговоры для них — как терапия. Покупателю приятно, что его выслушали, а мне приятно помочь человеку хотя бы сочувствием. Люди, конечно, разные бывают. Иногда очень даже нелегко найти общий язык с покупателем, и осадок порой в душе неприятный остается, но в любой ситуации мы стараемся обслужить человека так, как требует профессиональный долг: вежливо, корректно, доброжелательно. Если покупатель видит, что ему рады, он обязательно захочет прийти сюда еще и не раз. Ну и, конечно же, внешний вид торгового работника имеет значение, — перечисляет Анна Андреевна, отвечая на вопросы о качествах, необходимых для успешной работы продавца.
О том, как важен внешний вид, удалось убедиться воочию. Аккуратные прически, стильная униформа, доброжелательные улыбки продавцов располагали к себе, вызывая доверие и желание стать постоянным покупателем.
Валентина МИЛОХИНА.
Фото автора. На фото Анна Черепухо с дочерью Ириной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.