Музыка — это состояние души

10 октября — День работников культуры

За окнами сельского клуба аг. Химы октябрьский ветер шелестит пожелтевшими листьями, а в одном из кабинетов в это время проходит урок сольфеджио, который считается наиболее сложным предметом школы искусств. Не отвлекаясь на медленный хоровод опадающей листвы и скользящие по подоконнику лучи осеннего солнца, учащиеся 4-го класса старательно повторяют за учительницей ноты. Урок близится к завершению, и на переменке у меня появляется возможность узнать у девочек и мальчиков, почему им нравится заниматься в районной детской школе искусств.

Тимур Чигирь:

— Мне нравится петь, играть на фортепиано. На сольфеджио мы изучаем интервалы в ладу, гаммы, музыкальную грамоту, учимся петь по нотам. На уроках здесь никогда не бывает скучно. Я живу в деревне Бабино-1, на занятия в музыкальную школу прихожу после школьных уроков.

Ангелина Иванова:

— Я живу в агрогородке Химы. Мне тоже нравится играть на фортепиано. Я участвую во всех школьных концертах, пою в вокальной группе. Много раз участвовала в районных, областных и международных конкурсах. Заниматься мне не сложно, потому что это интересно.

Учительница музыки Лилия Петровна Письменкова дополняет:

— Владение нотной грамотой — важный навык, который в дальнейшем позволит нашим ученикам исполнить любые музыкальные произведения. Дается он непросто: необходимо иметь много терпения, упорства, времени и желания. Ребята стараются. У них есть все эти качества, а нам, учителям школы искусств, остается лишь вести за собой учеников, вдохновлять их на новые победы.

В дальнейшей беседе с Лилией Пет­ровной становится очевидно, что умение вдохновлять и вести за собой — неотъемлемая часть ее натуры.

Песни звучали в доме постоянно

Лилия Петровна — коренная бобруйчанка. О детстве сохранила самые солнечные воспоминания. В семье очень любили музыку. Песни звучали в доме постоянно. Родители хотели, чтобы дети изучали музыку для общего развития. По единодушному мнению отца и матери музыка должна была стать добрым спутником по жизни. Лилия закончила 10 классов общеобразовательной школы, параллельно обучаясь в музыкальной. Когда настала пора определяться с будущей профессией, пришло понимание, что все настойчивее зовет ее мир музыки.

Видеть в каждом ребенке Божье дитя

Следуя зову души, в 1990 году Лилия поступила в Могилевское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова. С радостью ощутила, что попала в родную стихию. Для нее словно открылась дверь в мир, где все привычные предметы и понятия были преобразованы в звуки.

— Музыкальное училище я закончила в 1994 году. Специалистов, преданных своему делу, которые заложили в нас правильное направление, невозможно забыть. Это педагог по вокалу Людмила Евгеньевна Браиловская, по дирижированию Тамара Тимофеевна Чупринская, Жанетта Геннадьевна Елфимова. Они сами прошли хорошую школу. Вместе с любовью к музыке я переняла от них любовь к студентам и ученикам. Мои мудрые педагоги учили меня видеть в каждом ребенке Божье дитя и ко всем относиться с любовью и уважением. Без этого нельзя вырастить хорошего музыканта, — вспоминает Лилия Петровна.

Начало пути

В Бобруйской районной детской школе искусств Лилия Петровна трудится 26 лет, а начинала свой путь учителя музыки в аг. Телуша, куда приехала по распределению. «Новоиспеченного» специалиста принимал на работу первый директор школы Роберт Самуилович Сурган.

— Сложно было первое время. Музыкальная школа в сельской местности только недавно открылась. У меня еще не было никакого опыта, ни житейского, ни преподавательского. Да и дети, их родители не знали, нужна ли им эта школа. У сельских ребят много обязанностей по дому. Приходилось убеждать в преимуществе дополнительного музыкального образования: каждый ребенок — это отдельный мир со своими загадками, к которому надо подобрать ключик.

В Телуше Лилия Петровна отработала 8 лет. Обучала детей сольфеджио и игре на фортепиано.

Виртуоз не только в музыке

Последующие три года Лилия Петровна трудилась в д. Плесы. В 2011 году учительницу музыки перевели в аг. Химы. Начало ее трудовой деятельности на новом месте совпало с реконструкцией школы. Долгие годы средняя школа вместе с музыкальной располагались в одном здании. В 2008 году, после реконструкции здания детского сада, местный сельский клуб, библиотека и школа искусств обрели новый дом. Пришлось немало потрудиться, создавая уютную атмосферу, чтобы детям было комфортно заниматься. Директор школы искусств Елена Нарницкая с теплотой и гордостью отзывается о коллеге:

— Лилия Петровна харизматичная, активная и умелая. Взяла на себя много хозяйственных забот по школе. Одинаково виртуозно она владеет музыкальными инструментами, а при необходимости — отверткой и молотком. Все умеет, все успевает, любая работа в ее руках делается на отлично.

За каждым дипломом ученика — труд преподавателя

В районной детской школе искусств обучается 357 человек, из них 43 — в Химах. Учителю с большим стажем работы несложно учить ребенка по отработанным схемам и алгоритмам, но пробудить в нем интерес к саморазвитию и научить мыслить — гораздо сложнее, и к этому Лилия Петровна стремится всей душой, постоянно повышая уровень образования.

— Желание учиться и знать больше было у меня всегда, но реализовать его я смогла только когда уже выросли мои дети и я стала свободнее. В педуниверситет им. М. Танка я поступила, когда мне было 50 лет. На личном опыте убедилась, что учиться никогда не поздно, а в более зрелом возрасте это намного интереснее, потому что уже точно знаешь, что хочешь и к каким целям стремишься.

Лилия Петровна принимала участие в республиканском эксперименте по апробации и адаптации инновационных принципов развития музыкальности детей на основе методики сольфеджио «От слова — к музыке, от движения — к мышлению», разработанной Т.А. Боровик. В своей педагогической деятельности с успехом применяет эту методику. Ее ученики ежегодно принимают участие в конкурсах, фестивалях, районной музыкально-теоретической олимпиаде, показывая высокий уровень подготовки. В кабинете педагога находится объемная папка, заполненная дипломами учеников. За каждым — труд преподавателя, поэтому здесь же хранятся множество благодарностей, врученных учителю за личные заслуги, терпение, отзывчивость и учительское мастерство.

Добрая слава зовет к новым рубежам

После 7 лет обучения дети получают свидетельство об окончании школы искусств, а вместе с ним — профессию. Школа имеет хорошую репутацию. Когда ее воспитанники выступают в какой-то концертной программе или одерживают победы в конкурсах, это быстро становится известным местному населению. Добрая слава побуждает у детей желание покорять новые рубежи. Дружный тандем с педагогическим коллективом Химовского УПК «Детсад-СШ» на протяжении многих лет позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. Преподаватели обеих школ проводят совместные мероприятия. Музыка оказывает благотворное влияние на общее развитие детей. Учителя УПК говорят, что дети, обучающиеся музыке, быстрее развиваются, лучше усваивают предметы, у них выше успеваемость. Но какое место занимает музыка в жизни молодого человека за пределами школы? Далеко не каждый станет музыкантом, так, может, не стоит посвящать занятиям в школе искусств столько времени и усилий?

— Мы не ставим перед собой цель сделать из ребенка музыканта и на выбор будущей профессии наших выпускников не влияем. Они сами выбирают, куда пойти учиться после школы, а наша задача — заложить в детские души чувство прекрасного. Музыка — это состояние души. Добро, тепло, размышления, философия — все можно найти в музыке, — говорит Лилия Петровна.

Приближается время очередного занятия. Кабинет заполняется новой группой детей. Учитель садится за фортепиано и начинается ежедневный учебный процесс, где с помощью обычных нот звуки рассыпаются океаном красочной фантазии, а в юных душах укореняется и зреет гамма утонченного восприятия окружающего мира и устремление к красоте во всех ее проявлениях.

Валентина МИЛОХИНА. Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.