Быть источником знаний и вдохновения

В первое воскресенье октября пе­­­да­­гоги Беларуси отметят про­фессиональный праздник. Для Людмилы Валентиновны Зябкиной, учителя математики и информатики Каменской средней школы, листок в календаре с этой торжественной датой перевернется в 27-й раз.

Как все начиналось

Людмила Валентиновна родилась в д. Кохановка Осиповичского района. Было ей 3 года, когда родители перебрались на постоянное место жительства в пос. Глуша. В этом замечательном уголке Бобруйщины прошло ее детство. Мама работала завхозом в местном детском саду, отец — электриком в ОАО «Белшина». Людмила часто бывала у мамы на работе, ей нравилось играть с малышами. Проводя с ними время, она не подозревала, что получает бесценный опыт общения с детьми.

Едва переступив порог Глушанской школы, первоклассница поняла, что будет учителем. В младших классах самой любимой была игра в школу. В свободное от занятий время девочка рассаживала вокруг себя кукол, плюшевых мишек и проводила с ними уроки. Каждый новый день приближал ее к исполнению детской мечты.

С любовью и восхищением отзывается Людмила Валентиновна о наставниках, оказавших большое влияние на формирование ее мировоззрения. Среди них — первая учительница Вера Моиссеевна Юрчик, учительница математики Анна Савельевна Рекиш, директор школы Людмила Григорьевна Дылевич, классный руководитель Нина Васильевна Лаптева.

Программирование, олимпиады, призовые места

Базовую школу Людмила закончила с отличием. К этому времени у нее четко обозначились склонность к точным наукам и умение мыслить нешаблонно. Дальнейшую учебу она продолжила в школе с углубленным изучением математики и информатики при Могилевском пединституте им. А. Кулешова. Жить вдали от родных в таком юном возрасте было непросто. Пришлось быстро взрослеть и становиться самостоятельной, учиться правильно распоряжаться личным временем и решать многие бытовые вопросы. Благодаря доброму характеру и врожденной харизматичности Людмила быстро освоилась на новом месте. Она углубленно изучала программирование, успешно участвовала в олимпиадах, где занимала призовые места.

После окончания 10 класса девушка поступила в Могилевский педуниверситет. Годы учебы были заполнены изучением сложных дисциплин, но места в студенческой жизни хватало и дружеским вечеринкам с гитарой. На протяжении 5 лет Людмила старательно изучала математику и информатику. К слову, информатика как предмет появилась в школах в 1985 году. Назывался он «Основы информатики и вычислительной техники».

В поисках золотой середины

В 1994 году выпускница университета была направлена в Бобруйский район. Первую страницу трудовой биографии Людмила начала писать в Гороховской школе. Учительница математики и информатики, сама еще вчерашняя студентка, вела в основном старшие классы. Не было еще ни опыта, ни навыков в работе. Разница в возрасте с учащимися была совсем небольшой, а подростковый возраст — сложный, многогранный. Девчонки и мальчишки все разные — умные, колючие, обидчивые, начитанные, ранимые, всезнающие, дерзкие. Тем не менее, между учениками и учителем с первых дней сложились доверительные отношения. Молодой педагог расположила к себе учеников, пробудила в них интерес к преподаваемым предметам, стала для ребят источником уверенности в своих силах.

Вспоминая те годы, Людмила Валентиновна отмечает, что в отношениях между учениками и учителем важно найти золотую середину. В погоне за дешевым авторитетом можно скатиться до панибратских отношений. Ничуть не лучше выглядят и те учителя, которые запугивают детей излишней суровостью, обесценивают их как личности. Высшая степень мастерства педагога, по убеждению Людмилы Валентиновны — открытое и доброжелательное общение с детьми, при котором сохраняются определенная дистанция и взаимоуважение.

Важен дифференцированный подход

В Гороховской школе Людмила Валентиновна трудилась до 2014 года. Когда местную школу закрыли, она была переведена в Каменскую. Начался новый виток в ее педагогической деятельности. Новый коллектив, новые ученики…

На первый взгляд, все, как и было, но школа расположена ближе к городу. Количество учащихся в классах — от 12 до 20 человек. Работать с каждым индивидуально стало сложнее. Потребовалось перестроить систему работы. Время показало, что учителю это удалось, применяемые методы успешны и эффективны.

Сейчас Людмила Валентиновна ведет информатику с 6-го по 11-й классы, и математику в 5-х, 9-10-х классах. Она понимает, что не все ее ученики станут математиками и программистами.

— Для меня всегда был важен дифференцированный подход к учащимся. У каждого ребенка свой темп усвоения знаний, свой порог возможностей, — говорит педагог. — Проводимые олимпиады, задачи повышенной сложности нужны не всем. Тем не менее я стремлюсь развивать и поддерживать у ребят интерес к компьютерным знаниям. Какую бы профессию ни избрал молодой человек, в наше время компьютерная грамотность — одна из основ успешности его будущей жизни. Поэтому свою задачу как учителя вижу в том, чтобы вырастить образованного в плане информационных технологий человека.

Талантливые ученики — гордость учителя

В эпоху интернета сложно не потеряться в цифровом мире, но Людмила Валентиновна уверенно ведет за собой учеников. В районных олимпиадах они ежегодно занимают призовые места. Проявляют себя также в конкурсах исследовательских работ и на областном уровне.

Обучая детей, педагог постоянно обучается сама. Ее трудовые успехи и профессиональные достижения неоднократно отмечались почетными грамотами и благодарностями на различных уровнях. Неоднократно она становилась победителем районного конкурса в номинации «лучший по профессии». Людмила Зябкина является руководителем районной творческой группы учителей математики. Активно и успешно участвует педагог в методических конкурсах, проводит открытые уроки и мастер-классы по информатике для учителей района. Являясь руководителем ресурсного центра по информатике, учитель готовит к олимпиадам группу ребят со всего района. Современные средства коммуникации дают возможность педагогу охватить вниманием детей не только своей школы — она проводит онлайн-занятия с учащимися других учреждений образования.

Еще во время учебы в Могилеве на 5-м курсе была создана дружная учительская семья. В настоящее время ее муж, Михаил Дмитриевич, работает учителем физики и математики в той же школе. Повзрослели и покинули родительский дом их дети. Сын Дмитрий окончил университет информатики и радиоэлектроники, работает программистом. Дочь Анастасия учится в Белорусском национальном техническом университете по специальности инженер ювелирного производства.

Оглядываясь на пройденный путь, Людмила Валентиновна говорит о том, что у профессии учителя разные стороны. Порой приходилось нелегко, опускались руки и хотелось все бросить. Но прошли годы, и сегодня можно от души порадоваться тому, что для многих своих учеников она стала источником знаний и вдохновения.

Валентина МИЛОХИНА. Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.