Валерий Малашко: в праздновании Дня народного единства не только исторический, но и сакральный смысл

Беларусь 17 сентября впервые отметит День народного единства. Праздник имеет прочный исторический фундамент и нацелен на сплочение белорусского народа. В его основе преемственность поколений, а также курс на развитие сильной и независимой страны. О том, какие акценты расставляет в жизни современного белоруса идея народного единства и чем уникален этот праздник, рассказал заместитель председателя Могилевского областного исполнительного комитета Валерий Малашко.

— 17 сентября — дата, которая имеет под собой как историческую подоплеку, так и более глубокий, символический смысл. Что отличает этот праздник от других и в чем заключается его ценность для белорусского народа?

— День народного единства — то, что сегодня объединяет нас не только исторически как народ, но и сакрально как определенное сообщество. Сегодня это еще раз подтверждает, что белорусы сформировали свое государство и могут смело смотреть в будущее. На мой взгляд, 17 сентября 1939 года состоялся акт исторической справедливости по отношению к белорусскому народу. И этот акцент важен и актуален сегодня, так как к людям должно прийти осознание, кто мы и какое место занимаем на геополитической карте мира.

По большому счету мы формируемся как нация только последние 30 лет. К сожалению, раньше для этого не было возможности: за нас решали другие. Подписывая в 1921 году Рижский мирный договор, никто не думал о бедном белорусе и нашем национальном самосознании. Согласно документу, поляки обещали не насаждать свои национальные интересы, а выстаивать на нашей земле равноправные взаимоотношения. Однако этого не произошло. Наши бабушки и дедушки стали тому свидетелями: все это написано не только в учебниках, но и бито кнутом на их спинах. Поэтому мы должны донести до молодежи историческую правду.

— Наверняка помимо самой идеи единения есть материальные вещи, в которых заложен символизм этого философского понятия. В чем он воплотился?

— Исторически сложилось, что у белорусского народа такими сакральными смыслами и одновременно утилитарными свойствами обладает рушник. Именно этот предмет обихода заключает в себе коды вечности, которые нашли отражение в его орнаментах и рисунках. На протяжении многих столетий мы пользуемся им в каждой семье, передавая эту традицию из поколения в поколение. Рушник используется нами на самых ответственных этапах жизни и сопровождает человека от рождения до самой смерти.

Помимо этого, нас объединяют и памятные места, которыми богат каждый регион страны. Могилевская область тоже славится своими достопримечательностями, которые формировались на протяжении многих лет. Это мемориальный комплекс «Буйничское поле» в Могилевском районе — место гражданско-патриотического воспитания и единства поколений, Голубая криница на Славгородчине — традиции самобытного народного творчества и нашей аутентичной культуры, Свято-Успенский мужской монастырь в деревне Пустынки Мстиславского района — кладезь христианских и общечеловеческих ценностей. Эти замечательные места стали сегодня для нас, белорусов и жителей Могилевской области, центрами силы и притяжения, а не только объектами массового паломничества.

— Какой урок, на ваш взгляд, можно вынести из попыток разделить белорусский народ на две полярные части — север и юг, запад и восток?

— Когда хотят разделить государство, то в первую очередь пытаются сделать это изнутри, посеять ненависть и вражду внутри одного народа. Как показывает практика, раскол по национальным и религиозным ценностям, а также политическим воззрениям очень болезненный и не является путем развития того или иного государства. Уроки новейшей истории Беларуси говорят о том, что мы должны объединиться вокруг глубоких исторических интересов нашего народа, белорусского государства и, конечно же, нашего национального лидера.

В сложившейся ситуации у каждого из нас должно быть понимание, что мы как никогда ответственны друг за друга. Захотят нас расшатать, будут вбивать клинья между пожилыми и молодыми, между профессиональными сообществами и другими социальными группами, насаждать чуждые для нас культы и навязывать несвойственные для белорусского народа ориентиры. Мы сегодня толерантны, богаты своими ценностями, в том числе моральными и семейными. Все это мы обязаны оберегать и защищать. И об этом сегодня тоже мы должны говорить с молодежью.

— Молодежь во все времена была активной и динамично развивающейся социальной группой. На каком языке нужно общаться с нашим подрастающим поколением, чтобы найти отклик в их сердцах?

— В первую очередь мы сами должны быть не просто назидателями и говорящими головами, а живым примером для молодых людей. Так, если мы просим их не сквернословить, то и самим не стоит употреблять крепких выражений. Старшее поколение должно моделировать это поведение в обществе и государстве, если хочет добиться желаемого результата.

Более того, нам надо найти такие формы общения с молодежью, которые будут ей понятны и доступны. Это касается в том числе и общения с подрастающим поколением на их языке посредством смартфонов и интернет-технологий. Мы обязаны передать молодым людям любовь к нашей Родине и ответственность за ее будущее, а также вовлечь их в строительство суверенного белорусского государства. Наши дети должны уверенно смотреть вперед и видеть, что страна развивается и становится сильнее. Именно молодое поколение является движущей силой на пути становления нашего белорусского государства.

Юлия ЕВМЕНЬКОВА, БЕЛТА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.