Письменная речь в интернете: развитие или деградация?..

Без интернета сейчас мы практически не представляем свою жизнь. Он помогает найти необходимую информацию, дает возможность держать связь с теми, кто находится вдалеке. Все это замечательно, но вот уровень грамотности здесь остается за гранью понимания.

Являясь активным пользователем соцсетей, участвуя в различного рода обсуждениях со знакомыми и незнакомыми людьми, читая комментарии, вижу, насколько велик масштаб безграмотности. Задаюсь вопросом — куда делись те времена, когда продумывалось каждое слово, пользовались словарями? Или никто не учился в школе? Или появился новый вид онлайн-речи? «ПриФФет», «споки», «чЁ», «прЕвеД медвеД», «ржуНИмагу», «слуш», «карашо», «пЕши исчо», вместо «а» пишут «о» и наоборот, про «жи» и «ши» вообще не слышали, ни точек, ни запятых, ни заглавных букв…

Ежедневно люди на страницах соцсетей делятся своими мнениями о самых различных событиях как в личной жизни, так и об общественно-политической си­туации. Для меня важно здесь не только содержание сообщений, ошибки и опечатки, а их форма. Однако пришла к выводу, что ставить запятые и следить за орфографией в «комментах» — лишнее. Главное — донести смысл того, что ты хотел сказать, а в срочных сообщениях ошибки вообще естественны и осуждать их уже не принято.

Как-то по следам очередного «путешествия» по обсуждениям решила пересмотреть и свою переписку с родными, друзьями, случайными людьми. Заметила, что, оказывается, правописание — вещь гибкая. С чужими я переписываюсь грамотно, а с близкими, к сожалению, позволяю себе и опечатки, и сокращения, и отсутствие знаков препинания. Словом, допускаю все то, что раздражает меня в других «переписчиках». Находится и оправдание: близкие и друзья — все свои, поймут и простят.

Пытаясь понять такое явление, подумала, что скорость современной жизни меняет наши привычки. Мы постоянно куда-то спешим. С самого утра быстро одеваемся, на ходу отвечаем на высвечивающиеся на экране сообщения. И сначала отвечаешь, а потом перечитываешь, что написал… Словом, строчишь, как пулеметчик, не задумываясь о языковых правилах. Мысль донес — и ладно, главное, быстро. К счастью, есть и такие, кто настойчиво борется за грамматику, орфографию и пунктуацию. Заметила, что безграмотность в интернете возмущает не только меня. Есть защитники родного языка, которые в «комментах» считают своим долгом указать на ошибки или «опечатки» тех, с кем вступают в переписку. И тогда на них обрушивается шквал негативных эмоций, типа «как хочу, так и пишу», «сам учи язык, если тебе надо», «читай смысл сообщения, а не ищи ошибки», «мы здесь не на уроке русского языка» и пр.

Как-то в этих же обсуждениях попался новый, неизвестный мне термин «граммар-наци». Спросила у «Гугла». Оказалось, что это наиболее радикальные борцы за грамотность — люди, которые, пренебрегая интересами коммуникации, обсуждают не заявленную тему, а ошибки в письменной речи собеседника. Именно их стали называть «grammar nazi» — «грамматический нацист». Не хотелось бы причислять себя к этому движению, ведь все радикальное до добра не доводит, но желание бороться с безграмотностью в соцсетях, по моему мнению, нормально для образованного человека.

Сегодня я все чаще вспоминаю то время, когда в старших классах пришла на практику в мозырскую типографию, где много лет проработала моя мама. Здесь я впервые познакомилась с печатной строкоотливной машиной, набор текстов для которой проходил вручную. Собирая в строчку текст, наборщик следил за каждой буквой, каждым знаком препинания, потому что из-за одной ошибки приходилось переделывать всю строку, а то и целую печатную форму. И это для него было самым страшным наказанием. Поэтому в профессию старались брать грамотных специалистов.

Но когда безграмотность в интернете еще можно списать на спешку, то ошибки в надписях на билбордах, в различных объявлениях, рекламе, ценниках в магазинах, вывесках просто раздражают.

Добираясь на работу в маршрутках, автобусах, часто вижу яркие объявления на спинках сидений, такой своеобразный «капкан» для потенциальных клиентов: сидя в автобусе, ты волей-неволей все же взглянешь на яркие логотипы и прочтешь текст под ними: «Окна ПВХ, шкафы-купе, метаЛические двери», «Рекламное агеНСТво», «Услуги юрисТконсульта» и пр. Читая такие объявления, задумалась: что стоит сегодня грамотность?..

Елена БРАИЛИЦА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.