Экстремальная ситуация: ориентир — на помощь

Профессионализм тех, кто управляет специальным автомобилем, их собранность, сноровка, виртуозное владение техникой — важная составляющая боевой готовности подразделений МЧС. В числе таковых — водитель дислоцирующегося в поселке Глуша пожарного аварийно-спасательного поста №18 Бобруйского горрайотдела по ЧС старший прапорщик внут­ренней службы Виктор Пекарь.

В День спасателя Виктор Владимирович получил юбилейную награду — «20 год органам і падраздзяленням па надзвычайных сітуацыях Рэспублікі Беларусь», а нынешней весной отметил личную юбилейную дату – четверть века службы на пожарном автотранспорте.

«Спешит как на пожар». Второе слово из контекста этого расхожего выражения для Виктора Пекаря автоматически выпадает. Суть его профессии в том, чтобы как можно быстрее и при этом безопасно доставить служебный автомобиль со спасателями-пожарными к охваченной огнем территории или другим чрезвычайным происшествиям.

Сегодня он отправляется по тревоге на тяжелом 5-тонном МАЗе. А тогда, в 1996 году, который стал точкой отсчета его деятельности в качестве водителя МЧС, первой оперативной машиной был ГАЗ-66. Позже, вспоминает Виктор Владимирович, ему доверили ЗИЛ: машина крупнее и маневреннее, но, как говорится, устарела. У нынешнего автомобиля вместимость воды вдвое больше да все необходимое оборудование имеется – лебедка, аварийно-спасательный инструмент, мачта освещения. Первый МАЗ Пекарь получил в 2005 году, а за руль нынешнего мощного спасательного автомобиля сел два года назад.

Закончив в 1992 году Бобруйское профтехучилище машиностроения и получив профессию станочника широкого профиля, выпускник 20-й городской школы вскоре понял, что это не то дело, которому он хотел бы посвятить жизнь. Служба в армии дала понимание того, что его призвание — большегрузная техника. Три года Виктор был водителем грузовика автотранспортного кооператива. А потом, собрав необходимые документы и пройдя комиссию, пришел на работу в БГРОЧС.

В течение многолетней службы Пекарю пришлось поработать в разных подразделениях. Это и отдельный пост пожарной службы деревни Ламбово отряда военизированной пожарной службы №14 г. Бобруйска — как начало трудовой деятельности в структуре МЧС. И пожарная часть №10 отряда военизированной пожарной службы №5 БШК «Белшина», и специализированная аварийно-спасательная часть №4. 17 лет этот специалист отдал пожарному аварийно-спасательному посту на объектах РУП «Бобруйск­агромаш». С 2019 года работает в таком же качестве в ПАСП-18 п. Глуша.

Специфика работы водителя специального авто такова, что при вызовах на счету каждая минута, каждый выезд требует концентрации сил. От скорости реагирования зависит степень поражения горящего объекта. Оперативность прибытия на место пожарных зависит от дорожной ситуации, координации, сотрудничества внутри коллектива, и, конечно, опытности шофера, которой, по словам руководства БГРОЧС, у Виктора Пекаря не отнять. Ведь он не только работник, доставляющий авто к месту вызова, но и участник ликвидации ЧС, в компетенции которого находится работоспособность транспортного оборудования — насосов, дизель-генераторов и т. д. В экстремальных ситуациях водитель соответственно реагирует, знает кратчайшие маршруты проезда по населенному пункту, источники воды с бесперебойной подачей. Следит за технической исправностью механизмов машины, обследует и при необходимости сам ремонтирует основные и вспомогательные элементы. Не только четко следует правилам безопасности дорожного движения, но и знает азы оказания первой медицинской помощи. И, конечно, ценит взаимовыручку и преданность делу.

– Спасателям, в том числе и водителям, по долгу службы приходится видеть всякое, – говорит старший прапорщик. — Как-то в моей практике был случай, когда, вернувшись после успешного завершения работы на охваченном пламенем объекте и последующего осмотра домовладения, мы с сослуживцами узнали, что на его территории был обнаружен снаряд времен войны… Думаю, люди о спасателях плохого не говорят. Нередко приходится слышать слова благодарности за своевременную ликвидацию возгорания и чьи-то спасенные жизни, за найденного в лесу заплутавшего грибника…

Чем занимаемся, когда в районе спокойно и никуда не надо спешить? Обслуживанием техники, подготовкой, включающей в себя теоретическое обучение и отработку действий на практике. Опять же, есть нормативы — нужно поддерживать себя в форме.

Несмотря на то, что за четверть века работы на такой серьезной технике у водителя Пекаря ДТП не случалось, дома за него, конечно же, волнуются близкие – супруга Татьяна Васильевна, медик по специальности, и сын, студент БНТУ.

Сейчас Виктор Пекарь продолжает выполнять стоящие перед подразделением задачи, неся службу вместе с командиром отделения Денисом Холодом. В свободное время рыбачит. А главное хобби Виктора Владимировича — работа с деревом, чем он с удовольствием занимается на своей даче.

— Не важно, водитель ты, спасатель или инспектор, — рассуждает наш собеседник. — Наш ориентир — на помощь человеку, мы все выполняем одну миссию. Как и все работники МЧС, я хочу, чтобы люди как можно реже попадали в чрезвычайные ситуации, помнили, что у каждого есть дом, семья, родные люди. И это нужно ценить.

Инна БОГДАНОВИЧ. Фото из архива Виктора Пекаря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.