Электробезопасность при выполнении сельскохозяйственных работ в охранных зонах воздушных линий электропередач

Несмотря на проводимую профилактическую работу, продолжают иметь место случаи нарушения Правил охраны электрических сетей при производстве различного рода работ в охранных зонах электрических сетей, а также Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

Электрические сети относятся к источникам повышенной опасности. Правилами охраны линий электропередачи установлен круг основных методов их охраны, в который входят отвод земельных участков, установленные охранных зон и минимально допустимых расстояний до зданий, сооружений, земной и водной поверхности, устройство просек в лесных массивах и зеленых насаждениях, запрещение производства работ, которые могут привести к повреждениям электрических сетей. Правилами определен правовой режим охранных зон линий электропередачи. Территории охранных зон не изымаются из сельскохозяйственного оборота или иного использования. Не ограничивается и доступ граждан на эти территории. Вместе с тем, предприятиям (организациям), в ведении которых находятся электрические сети, предоставлено право приостанавливать работы, ведущиеся с нарушением требований по охране электрических сетей.

Обеспечение бесперебойного электроснабжения потребителей — это задача, требующая установления особого режима охраны электрических сетей и его неукоснительного соблюдения всеми предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Несоблюдение правил работы в охранных зонах линий электропередач, как правило, приводит к тяжелым последствиям, в основном, к смерти пострадавшего.

В 2020 году произошло три несчастных случая, связанных с проведением погрузочно-разгрузочных работ в охранных зонах воздушных линий электропередач. 

Так 11 августа 2020 на пульт управления Шумилинского РЭС поступило сообщение об отключении воздушной линии электропередач. На место происшествия была направлена бригада ОВБ. При выяснении причин аварийного отключения воздушной линии было установлено, что водитель автомобиля МАN производил выгрузку щебня из полуприцепа. После выгрузки водитель начал движение автомобиля с не опущенным кузовом полуприцепа  и задел нижний провод с его обрывом. Выйдя из автомобиля, водитель попал под напряжение прикосновения. Бригадой скорой помощи пострадавший был доставлен в больницу.

19 августа 2020 в Барановичский РЭС поступил телефонный звонок о том, что водитель автомобиля попал под напряжение. При выяснении причин несчастного случая было установлено, что индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ по договору  осуществлял перевозку зерна. После выгрузки зерна с кузова полуприцепа, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод воздушной линии. Выйдя из автомобиля, водитель увидел загоревшееся переднее колесо и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.

01 сентября 2020 года в городской РЭС филиала «Гомельские электрические сети» поступила информация об обрыве провода ВЛ-10кВ самосвалом при разгрузке песка и возгорании техники. При выяснении причин и обстоятельств происшествия установлено, что автомобиль МАЗ 5551, принадлежащий строительному тресту №14 г. Гомеля, при выгрузке песка в охранной зоне ВЛ установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ. При выгрузке песка (подъеме кузова) приблизился и зацепил провод ВЛ, в результате произошел его обрыв и возгорание автомобиля. Персоналом Гомельского городского РЭС ВЛ была отключена и допущен персонал МЧС для тушения автомобиля.

Правилами предусмотрена обязательность получения разрешений на производство ряда работ вблизи электрических сетей. Такой порядок установлен с целью предотвращения возможности повреждения электрических сетей, но главное — преследует цель исключить нанесение ущерба здоровью и жизни людей, занятых этими работами.

При выполнении работ вблизи воздушных линий электропередач на металлических корпусах машин и механизмов, а также на металлических трубопроводах могут наводиться опасные электрические потенциалы.

В случае падения провода воздушной линии на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. При падении провода воздушной линии на машину водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить ее. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее и сообщить о случившемся владельцу электрических сетей. До прибытия аварийной бригады не предпринимать никаких самостоятельных действий.

Если в результате падения провода воздушной линии или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей.

Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее нужно «гусиным шагом», не отрывая ноги друг от друга или прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины, при этом необходимо организовать охрану места происшествия.

В целях предупреждения нарушений в энергоснабжении потребителей, нарушений правил охраны электрических сетей, техники безопасности при работе в охранных зонах линий электропередач, исключения нанесения ущерба здоровью и жизни людей, автомобильной технике, предотвращения повреждений электрических сетей должностным лицам необходимо правильно организовывать работы в электроустановках и в охранных зонах линий электропередач.

Анна ЖЕВНЕРОВИЧ, инспектор энергогазинспекции Бобруйского межрайонного отделения филиала государственного учреждения «Государственный энергетический и газовый надзор» по Могилёвской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.