Вы что, мне не верите?

Сообщениями о телефонных мошенниках сегодня никого не удивишь. На страницах печатных и электронных СМИ периодически мелькает информация о пострадавших, попавшихся «на крючок» хитроумных злоумышленников. Опытные хакеры, шулеры, интернет-мошенники, жулики и прочие нечистые на руку граждане легко обнуляют счета банковских вкладов своих жертв, применяя современные достижения науки и техники. Каждый раз, читая или слушая очередную новость о факте мошенничества с банковскими карточками, невольно задаешься вопросами: как так-то? Зачем пострадавший добровольно назвал мошеннику по телефону реквизиты своей платежной банковской карты? Зачем продиктовал ему код, который получил по СМС? Неужели он не догадывался, что его обманывают? Как можно быть таким наивным и доверчивым?

Точно так же рассуждала и я, пока самой на днях не довелось пообщаться по телефону с одним из представителей интернет-мошенников. Сразу же скажу: наивность и доверчивость роли не играет. Срабатывает эффект неожиданности, шок и растерянность, от которых легко может потерять контроль над собой даже самый стреляный воробей. В таких случаях избежать серьезных проблем помогает информационная подкованность.

Итак, в минувший понедельник утром, примерно в 11.00, на мой мобильный телефон поступил звонок по вайберу. Звонков от коллег и читателей в любые дни поступает немало, поэтому на обратный номер в суете дел могу и не посмотреть. Невидимый собеседник обратился ко мне по имени-отчеству.

Незнакомец представился сотрудником «Беларусбанка». Голос молодого человека звучал уверенно, произношение было четким и выразительным.

— Здравствуйте, меня зовут Сергей. Вы совершали в ближайшее время перевод средств с вашего вклада на другой счет?

Заданный вопрос застал меня врасплох. Бешеной каруселью завертелись в сознании обрывки мыслей: «Банковская карточка, денежный вклад, перевод… Какой перевод? Я же ничего никому не переводила! Что происходит? Наверное, что-то ужасное, раз мне звонит сотрудник банка!». Далее — просто тихая паника. Мой собеседник продолжал что-то говорить, но его слов из-за волнения я не помню. Одновременно с его голосом в трубке слышались голоса других сотрудников банка, клацанье по кнопкам клавиатуры, телефонные звонки, — словом, рабочая атмосфера банковского офиса. Забегая наперед, отмечу, что столь достоверная имитация звуков офиса вызвала полное зомбирование и погружение в пучину безоговорочного доверия обаятельному сотруднику банка, так радеющему за сохранность моих денежных сбережений.
В эти мгновения я готова была озвучить номер пластиковой карты, код из СМС, да и вообще ответить на любые вопросы.

Что удержало? Ну, во-первых, никакого денежного вклада в «Беларусбанке» у меня нет. Во-вторых, сказалась привычка от корки до корки перечитывать криминальную хронику в родной «районке», а также в других СМИ, где все чаще встречается информация об интернет-мошенничествах. Тем не менее, осмыслив, что беседую с одним из виртуальных джентльменов удачи, бросить трубку я не спешила. Было интересно, как сей гражданин себя поведет, если почувствует, что добыча не спешит заглатывать наживку, а потому у меня с ним состоялся следующий диалог:

— Да, я поняла. Только давайте мы с вами поступим следующим образом: я сейчас позвоню в ваш банк, чтобы убедиться в том, что вы действительно там работаете. Пожалуйста, назовите полностью ваши фамилию, имя и отчество и вашу должность.

— Вы что, мне не верите?

— Господь с вами. Как вы могли такое подумать? Конечно, верю! Но я привыкла все проверять, вы уж простите.

— Хорошо, пишите. Виктор (вначале беседы был Сергей) Сергеевич Белов. Я сейчас нахожусь в Минске, в отделении «Беларусбанка» № (называет номер).

— Спасибо. Сейчас я перепроверю и после этого мы с вами, надеюсь, продолжим беседу.

Виктор (или Сергей) положил трубку. Никакой дальнейшей беседы с ним, разу­меется, не было. Небольшое проведенное мною расследование показало, что данный гражданин в штате «Беларусбанка» не числится, и что сотрудники банка никогда своим клиентам на вайбер не звонят. Внимательное изучение телефонного контакта тоже выявило интересные детали. Имя неизвестного отправителя значилось как Bellarus Bank. Именно — Bellarus, с двумя латинскими «ll». Номер телефона начинался с +380. Гугл подсказал, что этот международный телефонный код принадлежит соседней Украине.

К сожалению, интернет-мошенничество существует примерно столько же, сколько и сам интернет. Фишеры, спамеры, СМС-мошенники и прочие злоумышленники постоянно совершенствуются, изобретая новые способы для обмана доверчивых людей. Чтобы не стать их жертвой, не будьте слишком легковерными. Помните о важных правилах безопасности в интернете: не оставляйте свои персональные данные на открытых ресурсах и никому не сообщайте реквизиты вашей платежной банковской карты.

Валентина МИЛОХИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.