Темы

Фердинанд Порше… Жизнь известного человека

Фердинанд Порше… Жизнь известного человека

Все мы знаем, что ежегодно в последнее воскресенье октября отмечают День автомобилиста и дорожника. Большинство людей прямо или косвенно причисляет и себя к этому празднику: кто-то профессионально связан с автомобилями, кто-то просто ежедневно садится за руль своего “железного коня” и тоже не прочь отметить эту дату. Сегодня поговорим про немецкого автоконструктора, который больше известен нам по марке созданной им машины, очень презентабельной и дорогой, чем как живой человек и выдающаяся личность.

Немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники – Фердинанд Порше (3 сентября 1875 – 30 января 1951) является основателем компании «Porsche». Но прежде всего он знаменит как создатель самого популярного автомобиля в истории данной отрасли, вошедшего в историю под именем «Volkswagen Käfer», или «Жук». Говорят, если бы Порше создал только «Жука», он всё равно стал бы известен как гений машиностроения…

ДЕТСТВО

Родом Порше не из Германии, а из Австро-Венгрии, хотя сейчас его родной городок Мафферсдорф, который в настоящее время называется Вратиславице, находится в Чехии. Происходил Фердинанд из семьи судетских немцев. Отец его – Антон Порше – был в городке уважаемым человеком, владел собственной ремонтной мастерской, а также избирался мэром города. В детстве у Порше был старший брат и сестра. Но брат погиб в мастерской, после чего состояние переходило к Фердинанду.

Уже в ранние годы стало ясно, что сын Антона Порше добьется очень многого. Его фанатично увлекала техника и в 15 лет он смог смастерить генератор, который обеспечивал его дом электричеством. Учитывая, что в то время электроэнергия была только у бургомистра, генератор считался роскошью.

ЮНОСТЬ

Работать будущий изобретатель начал в мастерской отца, став учеником жестянщика, но вскоре поступил в техническое училище города Райхенберга, где он по вечерам слушал лекции, а утром и днем работал у отца.

Немного позже Фердинанд отправляется в Вену, где поступает в технический университет, а также устраивается в мастерскую по изготовлению электродвигателей. Однако в ней он работал только уборщиком, впрочем, недолго.

1898 ГОД И ПЕРВЫЙ ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Этот год стал переломным, так как Фердинанда Порше пригласили работать в широко известную в те годы фирму Lohner, причем ему почти сразу поручили работу над дорогими и серьезными проектами. У Порше возникает мысль о создании автомобиля с электродвигателем. Но просто сконструировать такую машину было недостаточно, она должна была еще и хорошо продаваться.

Lohner Porsche (1900 год)

В целом образец вышел достаточно удачным, так как оказался небольшим в габаритах и довольно быстрым – разгонялся до достойных тогда 40 км/ч. Главная проблема была в весе – установленные на автомобиль свинцовые аккумуляторы оказались очень тяжелыми, а их полного заряда хватало лишь на час движения. Тем не менее, Лонер одобрил этот автомобиль и работы продолжились.

В итоге Порше создал гибридный автомобиль – первый в мире! Равно, как и первую переднеприводную машину, ведь пара электромоторов, которые выдавали по 2,5 л.с. мощности каждый, находились возле ступиц передних колес. Вместе с ними стоял на машине и бензиновый мотор, назначение которого было в приводе генератора, который питал батареи, а от них энергия шла на электромоторы. А вот трансмиссии на модели Lohner-Porsche не было.

Эта конструкция очень понравилась Лонеру, который много катался на этом автомобиле, а сама машина взяла Гран-При на выставке в Париже в 1900 году. Впрочем, сам Фердинанд не считал свое творение удачным. Сегодня этот автомобиль находится в Вене – в Техническом музее.

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Карьерный рост Фердинанд Порше был просто головокружительным. Всего за 6 лет Фердинанд проходит путь от инженера-конструктора до технического директора компании Austro-Daimler, это произошло в 1906 году. Поразительно, но в 31 год Порше заведовал целым модельным рядом!

Austro-Daimler Prinz-Heinrich

Именно на этом посту полностью проявилась страсть Фердинанда к мощным и быстрым спортивным моделям. Выпускаются версии ADM, Prinz-Heinrich, ADR и Sascha. Постепенно их количество увеличивалось, а еще стали появляться награды, выигранные в гонках. Так, в 1909 году, принимая участие в гонках на призы принца Генриха, болид от Порше занял второе место, а всего год спустя следует оглушительный успех – 3 призовых места достаются команде из Austro-Daimler, причем одним из пилотов был сам Порше.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ

В эти годы Фердинанд разрабатывает военную технику – двигатели для дирижаблей и самолетов, гибридные автомобили и т. д., за что награждается кайзером крестом «За заслуги». Кроме того, он получил звание профессора Венского технического университета, хотя сам не имел законченного высшего образования.

ШТУТГАРТ

Именно в этот город отправился Порше со своей семьей после Первой мировой войны. Там он в 1923 году поступил на службу техническим директором корпорации Daimler. За несколько лет работы под его началом были созданы известные модели Mercedes S, Mercedes SS и другие.

Mercedes-Benz SS (1928 год)

Но работа в компании Daimler не привлекала Порше. И в 1931 году он решился на создание собственной фирмы. Учитывая известность Порше, заказы у него были всегда.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ СССР

А ведь в это время ему давали карт-бланш от Советского Союза, куда Порше пригласили в 1932 году. Ему предлагали работу в области автомобильной промышленности, авиации и танкостроения. Но Фердинанд отказался. Именно поэтому в годы Второй мировой немецкая разведка вплотную занялась конструктором, требуя от него признания о промышленности России – оборудовании на заводах, технологиях, выплавке стали и т. д.

Однако Фердинанд отказался отвечать, мотивируя свою неосведомленность тем, что приглашение носило чисто коммерческий характер, так что никаких производственных секретов перед ним не раскрывали.

СОЗДАНИЕ «ЖУКА»

Многие считают конструирование такого автомобиля самой заметной страницей в жизни Порше. Началось все с заказа на разработку бюджетного автомобиля компанией по производству мотоциклов – Zundapp. Произошло это в начале 30-х годов. Впрочем, дефицит бюджета вынудил свернуть проект. Однако после прихода нацистов к власти, проекту дали зеленый свет. Фюрер стремился предоставить населению действительно «народный автомобиль» и Порше, наряду с другими инженерами, взялся за работу.

Фольксваген Жук (Volkswagen Käfer)

Так как правительство планировало развернуть гигантские масштабы производства – 1 000 000 автомобилей в год – Порше необходима была консультация в отношении таких объемов производства. За ней он отправился к Генри Форду, привезя из Детройта команду специалистов и необходимые технологии.

Пробная партия Volkswagen Käfer была собрана очень быстро – она насчитывала 33 автомобиля. Но начало Второй мировой поставило крест на производстве.

СОЗДАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

В отношении этого аспекта деятельности Фердинанда Порше существуют различные мнения. Некоторые прямо обвиняют его в пособничестве нацистам. Впрочем, это не совсем корректно. Ведь из всей военной техники Третьего рейха собственно компании Порше принадлежит только САУ «Элефант», которых было изготовлено всего 90 штук. Он принимал участие и в проектировании «Тигра», но проиграл конкурс фирме Henschel. Кроме того, его авторство распространяется и на огромный танк «Maus», который был воплощен в металле в 2-х экземплярах. Впрочем, в бою они не побывали, да и уехать далеко не могли, ведь их вес в 180 тонн не мог выдержать ни один мост.

Собственно говоря, сам подход Порше к созданию боевой техники был в корне неверный. Он привык конструировать сложные и быстрые машины, которые выпускались малыми сериями, а то и вовсе единичными экземплярами. В таком случае надежность достигалась кропотливой работой над каждой машиной в отдельности. И эту тенденцию он пытался перенести на военный конвейер, создавая эффективную, но сложную и дорогую технику. Для реализации такого сценария требовалось не только собрать команду профессионалов, но работать с каждой единицей отдельно, что было просто нецелесообразно, так как танки должны быть максимально эффективными, простыми в ремонте и надежными.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Разгром Германии тяжело сказался и на семье Порше. Конструкторское бюро потеряло свои многолетние наработки, так как архив был уничтожен в результате бомбардировок. А в 1945 году и отец, и сын Порше были арестованы по обвинению в содействии нацистам, выдаче бойцов сопротивления и применению на заводах труда военнопленных.

На следующий год сына выпустили. Он незамедлительно устроился на работу в компанию Cisitalia и разработал для нее гоночную модель. На полученный гонорар, который составлял 1 000 000 франков, Фердинанд-младший выкупил отца из тюрьмы, где тому довелось пробыть 22 месяца. Впрочем, там он времени не терял, сотрудничая с компанией Renault и создавая модель 4CV. По непонятным причинам в тюрьме к Фердинанду Порше не пускали доктора, хотя было видно, что этот старый человек быстро угасает. Когда же врача наконец-то привели, он заявил, что старика необходимо немедленно выпустить, так как жить ему осталось считанные месяцы.

Renault 4CV (1947 год)

СМЕРТЬ

Так и случилось – уже 19 ноября 1950 года конструктор перенес инсульт, который окончательно подорвал его здоровье. А уже 30 января 1951 года Фердинанд Порше скончался.

НАСЛЕДИЕ

Этот гениальный конструктор оставил после себя не просто престижную компанию. Он еще успел застать ошеломительный успех своего детища – модели Volkswagen Käfer. Уже в 1950 году с конвейера сошел 1 000-ный экземпляр – всего через год после начала производства в разрушенной стране!

Его популяризация во многом явилась заслугой американских солдат, которые оценили «Жука», ведь его можно было приобрести за месячное жалованье, да и ремонт был очень дешев. Как следствие – доступные автомобили потоком хлынули за океан, заполонив Соединенные Штаты. Уже в 1955 году с завода вышел 1 000 000-ный автомобиль, а всего было выпущено 21 529 464 машины. До сих пор ни одна модель не смогла превзойти такой показатель. Выпускался «Жук» вплоть до 2003 года.

По материалам интернет-ресурсов.

Последние новости

Актуально

“В ваших руках судьба страны”. Как Лукашенко держит свое слово – уникальные кадры первого ВНС

23 апреля 2024
Общество

Состоялся прием граждан в общественной приемной «Белая Русь»

23 апреля 2024
Происшествия и безопасность

Главный ветеринар предприятия АПК под видом реализации павших животных на убой скрыл падеж 12 голов КРС: прокуратура Бобруйского района направила уголовное дело в суд

23 апреля 2024
Актуально

Слово — делегатам ВНС. Анастасия Гацко, заместитель председателя СПК «Гигант»: «Быть причастной к этому историческому событию — большая честь»

23 апреля 2024
Актуально

Кто они, делегаты Всебелорусского народного собрания?

23 апреля 2024
Человек и природа

До +15°С и преимущественно без осадков ожидается сегодня в Беларуси

23 апреля 2024
Актуально

В благодарность за добросовестную работу

22 апреля 2024
Общество

Главная цель — нулевой травматизм

22 апреля 2024
Общество

Великий мыслитель и подвижник. 22 апреля — День рождения Владимира Ленина

22 апреля 2024
Актуально

Новое руководство в министерствах и местная вертикаль. Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

22 апреля 2024

Одноклассники

Районная газета «Трыбуна працы» основана 1 января 1982 года. Учредитель — Бобруйский районный исполнительный комитет. Подписной индекс издания 64092.
Главный редактор Ольга Геннадьевна ГРЕК.

Адрес редакции: г. Бобруйск, ул. Советская, 77-а, каб. 7 (здание районного Центра культуры).
Правила написания комментариев на сайте.
Е-mail редакции: pressa@tribunapracy.by.

Рекомендуем

Происшествия и безопасность

Итоги проведения в Бобруйском районе специального комплексного мероприятия «Нелегал»

12 апреля 2024
Актуально

В Бобруйском районе прошел республиканский субботник (наш фоторепортаж)

20 апреля 2024
Актуально

В благодарность за добросовестную работу

22 апреля 2024
80-летие освобождения Беларуси

Танки грязи не боятся. В Бобруйском районе прошло открытое первенство по джип-спринту «Дороги Победы»

20 апреля 2024
Актуально

Наводим чистоту: Бобруйщина вышла на районный субботник

13 апреля 2024
Актуально

У паліклініцы №2 новы галоўны ўрач

12 апреля 2024
Общество

На Бобруйщине прошел единый день информирования. Ключевая тема — предстоящее ВНС

18 апреля 2024
Актуально

Дэпутаты падвялі вынікі работы Маладзёжнага парламента

19 апреля 2024