Свет, камера, мотор… или Мечтая об «Оскаре»
Вряд ли найдется человек, который не мечтает сняться в кино, получить мировое признание как лучший киноактер, пройтись по красной дорожке в Лос-Анджелесе к театру «Долби» и получить заветную статуэтку «Оскар». Или хотя бы побывать по ту сторону камеры и понаблюдать за сложным, но очень увлекательным процессом. Я не стал исключением. Конечно же, мечты о Голливуде так и остались мечтами. Но все же иногда просматриваю сайты кинокомпаний, которые набирают на съемки статистов, актеров на эпизодические роли. Здесь желающие сниматься в кино выкладывают свои анкеты. На одном из таких ресурсов есть и моя анкета. Ведь не сразу же претендовать на главные роли. И вот в один из вечеров мне позвонили…
Мечты сбываются?..
Приятный женский голос. Представилась Анной. Спросила, удобно ли мне говорить, и сообщила, что она директор по кастингу. Честно вам скажу — перестал дышать.
— Геннадий, приглашаем вас для участия в съемке. Если вы согласны, завтра в 6.00 от автовокзала «Савеловский» отъезжает автобус на съемочную площадку в город Дмитров. Не опаздывайте, пожалуйста.
— Да! Конечно! Спасибо! Буду! До свиданья! — это все, что я мог произнести.
(Читатель спросит: «Что за автовокзал такой?». Московский. Я на тот момент проживал в российской столице.)
Явившись в назначенное время к вокзалу, я сразу увидел нужный мне автобус. На нем было написано «Киносъемочная». Таких как я, жаждущих славы в области киноиндустрии, был почти полный салон. После проверки всех по списку мы выехали к месту съемок. Спустя час были на месте — в одном из старых и красивых городов Московской области, в Дмитрове.
Краткая история Дмитрова
В XII веке сразу за Дмитровом начинались непроходимые леса и топи, местность, малопригодная для жилья. Город был северо-западным форпостом Владимиро-Суздальского княжества. Дмитров занимал важное стратегическое положение, прикрывая дорогу на Суздаль по рекам Веле и Дубне. Водным путем из Дмитрова через Яхрому, Сестру и Дубну можно было попасть на Верхнюю Волгу.
После того как в первой половине XIV века Дмитров отошел к Москве, он принадлежал одному из младших братьев московских князей. Первым князем, который жил и умер здесь, был Петр (1389-1428), один из младших сыновей Дмитрия Донского. В конце XIV-начале XV столетия в период междоусобицы между Дмитрием Шемякой и Василием Косым с московским князем Василием II (Темным) город неоднократно переходил из рук в руки. Последним дмитровским князем был Юрий, второй сын Ивана III. Иван Грозный в 1556 году обменял Дмитров на Старицу у князя Владимира Андреевича Старицкого. После казни последнего в 1569 году Дмитров окончательно отошел к Москве.
Город много раз был разорен татарами, а в 1372-м — князем Михаилом Тверским. Своего расцвета он достиг в XVI веке, в княжение Юрия Ивановича. Согласно «Запискам о Московии» Герберштейна (1549 г.) и Дмитровской таможенной грамоте, дмитровские купцы торговали солью, рыбой, икрой, хлебом, медом, оловом, свинцом и т. п.
На съемочной площадке
Нас отвезли на съемочную площадку, которая находилась в главной достопримечательности города — Дмитровском кремле. После чего сказали, что в нашем распоряжении есть час, чтобы погулять и осмотреть памятник. Затем мы должны вернуться к месту съемок для примерки костюмов, наложения грима и репетиции.
Дмитровский кремль имеет славу одного из самых древних памятников оборонной архитектуры. Основанный как порубежная крепость ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1154 году, кремль веками служил северо-западным форпостом изначально Ростово-Суздальской земли, позже — Переяславского княжества и, в конце концов, — всей Московской Руси. За воротами мне, на какое-то мгновение показалось, что на дворе не 21-й, а 11-й век. К сожалению, не все постройки сохранились — во время нападений кремль сжигался дотла. Но сохранившиеся до наших времен строения, ворота, вал, которым обнесен кремль, завораживали своей красотой.
В центре Дмитровского кремля возвышается величественный Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы). Существующее ныне здание построено в начале XVI века (1509-1523) при князе Юрии Ивановиче, брате Василия III. Однако большинство историков сходятся во мнении, что уже на рубеже XIV-XV веков, в период княжения Петра Дмитриевича, здесь должен был стоять каменный собор. Об этом свидетельствуют, в частности, белокаменные подвалы, находящиеся под существующем ныне собором.
Подготовка к съемкам
Час пролетел незаметно — и вскоре вся актерская группа направилась к месту съемок. Там уже были возведены декорации для фильма, выставлялся свет, костюмеры утюжили костюмы. Приятной неожиданностью оказался огромный стол с чаем, кофе, бутербродами и всевозможными вкусняшками. Ну, а так как на улице была зима, горячие напитки оказались весьма кстати.
Подкрепившись, направились к автобусу, возле которого нас ждали костюмеры. За время прогулки мы раззнакомились, и процесс перевоплощения в солдат (как оказалось, именно их будем играть в фильме режиссера Евгения Ташкова «Три женщины Достоевского») проходил очень весело. Переодевшись и переобувшись (ох, и погорячились мы с этим — зима как-никак, шинели-то были теплые, но вот сапожки — легкие, на тонкой подошве) отправились на грим. Тут нам приклеили кому усы, кому — бакенбарды, а кому — и то, и другое. И вот уже готовые к съемкам начинающие актеры пошли на репетицию. Нам зачитали сценарий, по которому основной задачей было изображать кадетов на учении, и вручили штык-винтовки. Часть ребят стала в строй. Задачей второй части было, держа в руках винтовку, добежать до так называемого противника (мешок с сеном) проткнуть его штыком и вернуться на исходную позицию. Короче говоря, тренировка перед боем. Как уже писал выше, на улице была зима. И выпавший снег превратил нашу репетицию в комическое действие: подошва сапог была скользкой и, падая, и смеясь, так никто до цели и не добрался. Съемочная группа приняла решение посыпать песком площадку во избежание травмирования актеров. После этого репетиция продолжилась и нам удалось действовать по сценарию. После репетиции эпизода, попросили не расходиться. Чай, кофе не пить — приклеенные усы и бакенбарды под воздействием пара отклеивались. Все ожидали приезда Андрея Ташкова (он играл главную роль — Федора Михайловича Достоевского).
Камера! Мотор! Начали!
Как только на площадке появился главный герой, все заметно оживились. Немного порепетировав, Андрей сказал, что готов к съемкам.
— Тишина на площадке! Свет! Камера! Мотор! — прозвучал голос режиссера. — И… начали!
Один эпизод, который в фильме длится буквально 4-5 минут, снимали почти 3 часа в несколько дублей, делая перерывы на поправление грима и небольшой отдых. Во время передышки было категорически запрещено уходить со съемочной площадки.
Честно скажу, не так это все легко и весело, как может казаться сразу. Одно дело — репетиции, другое — когда уже идет съемка. Ведь на репетиции можно и посмеяться, и пошутить, а когда работает камера — никаких улыбок. Ты ведь солдат!
Стоп! Снято! Всем спасибо!
Эти слова позволили немного расслабиться. Но так как съемочная группа должна была готовиться к следующему эпизоду, нас быстро переодели, сняли усы, бакенбарды и повели в автобус. И уже когда мы расселись по местам, вспомнили, что грим с нас не сняли! Представив себе реакцию людей, которые увидят, когда мы с такими лицами будем выходить из автобуса в Москве, не могли удержаться от смеха. Спасибо гримерам — они вспомнили про грим и принесли нам влажные салфетки. Всю дорогу до Москвы мы были заняты делом. По прибытии на место сбора нас не спешили выпускать. Оказалось, что за съемку еще и заплатить должны. Конечно, я не буду раскрывать сумму гонорара, но было очень приятно.
Вот так на себе я испытал все прелести съемочного процесса, побывал по ту сторону камеры. А спустя некоторое время посмотрел фильм с моим участием. К слову сказать, он получил приз на кинофестивале за лучшую работу костюмеров. Ну что ж, первый, пускай такой маленький шаг к мечте, сделан. Прошло уже порядком времени, но впечатления о том дне до сих пор остались ярким пятном в памяти.
Геннадий БАГДОНАС.