Журналист меняет профессию. По ту сторону прилавка

Профессия продавца относится к одной из самых востребованных в современном мире — с каждым годом растет количество товаров, увеличивается и число торговых объектов. Даже развитие Интернета и онлайн-торговли не может отменить потребность в служителях прилавка. К ним во все времена относились с уважением и даже каким-то благоговением. Вот и я подумала, почему бы не стать на один день продавцом сельского магазина и не испытать на себе все прелести профессии. Итак, в путь! Мы отправились в магазин д. Бабино, где находится объект Бобруйского торгового центра.

Заведующая Пелагея Гущина.

Мне предстояло провести один день по ту сторону прилавка, поэтому волнение нарастало по мере приближения к торговому объекту. В магазине нас встретила заведующая — приветливая Пелагея Гущина, которая и стала моей наставницей в освоении этой интересной профессии. К слову, стаж работы в торговле у Пелагеи Федоровны — 13 лет. Два года подряд (2014 и 2015 г.г.) ей присваивалось звание «Лучший по профессии» в районном соревновании по социально-­экономическому развитию района.

Заведующая дала мне униформу: козырек и халат — это стало первым этапом вживания в роль работника прилавка. Честно скажу, довольно непривычно было видеть себя в зеркале в таком одеянии.

Магазин в Бабино открывается в 9 утра, однако рабочий день продавца начинается раньше. Перед открытием мы с Пелагеей Федоровной проверили сроки годности на продуктах, наличие ценников, внешний вид витрин. Это важный подготовительный момент, который, кстати, настраивает на нужный рабочий лад.

Перед открытием магазина, осматривая витрины, я не могла не задать Пелагее Федоровне несколько вопросов о ее пути в профессию.

— Работать продавцом начинала в магазине рядом с кафе «Камелия», что в Титовке, — рассказывает моя наставница. — По образованию я вообще бухгалтер, окончила после школы бухгалтерские курсы. Кроме этого, много лет проработала на тарном заводе, пройдя путь от простой рабочей до начальника цеха. После того как предприятие закрылось, я и пришла в торговлю. Было это в 2004 году. Обучала меня азам и премудростям торгового ремесла заведующая магазином Людмила Сурнина. И мне тогда тоже все было в новинку, как вам сегодня.

После открытия магазина появились первые покупатели, которые с интересом меня рассматривали. Оно и понятно — в деревне все друг друга знают, а я для них человек новый. «С утра людей приходит немного, — констатировала Пелагея Федоровна, — местные жители подтягиваются ближе к обеду. Вообще наплыв покупателей здесь небольшой, однако все зависит от дня недели и сезона. К примеру, сейчас сюда больше заглядывают дачники».

Вскоре в магазин подвезли свежий хлеб — поступает он сюда ежедневно из Бобруйска и Кировска. Я помогала раскладывать ароматный товар, который уже поджидали немногочисленные сельчане, на полки. Вот зашла местная жительница Юлия Бобкова, которая, кстати, раньше работала продавцом в магазине д. Плесы, поэтому не понаслышке знает о специфике этой работы. «Наш магазин мне очень нравится, с Пелагеей Федоровной можно и поговорить по душам, и купить здесь все необходимое», — отмечает Юлия.

Кстати, любой продавец, прежде всего, должен быть хорошим психологом и уметь общаться, расположить к себе незнакомого человека. Я видела, что с этой задачей заведующая магазином отлично справляется. Однако, судя по всему, этому нужно учиться долгое время, потому что у меня с первого раза не очень получалось войти в доверие к незнакомым покупателям. Есть и интересная особенность работника сельского магазина, — заведующей приходится выполнять функции и продавца, и грузчика, и казначея, и пр. Специ­фика же самого сельмага заключается в том, что здесь представлена как продовольственная, так и промышленная группа товаров.

Нужно отметить, что ассортимент продукции широкий. Привоз товара — по средам и пятницам. Так, в магазине большой выбор молочной продукции: йогурты, сыры, масло, сметана, творог, а также колбас и рыбы, хлебобулочных изделий, различных круп, сладостей. Из хозтоваров — бытовая химия, предметы для дачи и огорода, удобрения, семена.

Пелагея Федоровна дала мне задание разложить на полки сахар, чем я и стала заниматься, с постоянной оглядкой на свою наставницу, мол, все ли правильно делаю? Признаюсь, волнение, испытываемое мной в начале эксперимента, быстро ушло. Наставница меня поддерживала, подсказывала, да и собеседницей она оказалась душевной. В общем, к середине дня я уже освоилась, научилась взвешивать товар и работать с кассовым аппаратом. А еще я подчеркнула для себя, что в работе продавца нужны внимательность и пунктуальность, а также выносливость. Ведь практически весь день приходится быть на ногах, при этом покупатель не должен видеть твою усталость…

…День пролетел незаметно, оставив массу впечатлений. А в моем багаже испытанных на себе профессий появилась еще одна с гордым названием — «продавец».

И напоследок приведу фразу немецкого фотографа Карла Лагерфельда, которая будет итогом моему трудовому насыщенному и очень интересному дню за прилавком: «Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым. Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай. У тебя всего одна жизнь».

Людмила ЛЮБИМЦЕВА. Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.