30 лет после Чернобыля

Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века. В наибольшей степени в ней пострадали Беларусь, Украина и Россия. Для нашей республики, имеющей намного меньшие территорию, демографический и экономический потенциал, тяжесть последствий была значительно выше. Радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью 48,8 тыс. км2 (23,5%). На территории Могилевской области 1252,984 тыс. га земель было загрязнено радионук­лидами, в том числе 804,184 тыс. га сельхоз­угодий, 448,8 тыс. га — лесных. На загрязненной территории проживают 115 746 человек, в том числе 22 734 детей и подростков.

94756736

От трагедии к развитию

Открытие энергии атома и рождение атомной (точнее ядерной) энергетики разделило мир на противников и сторонников этого вида энергии. Одни видят в ней величайшее достижение человеческого разума, позволяющее решить вопрос энергетической безопасности, другие — зло, грозящее гибелью всего живого.

То, что атомная энергия потенциально опасна и ее использование может привес­ти к серьезной катастрофе, показала авария на ЧАЭС, произошедшая 30 лет назад. Она практически отбросила на десятилетия развитие атомной энергетики. Многие страны мира приостановили строительство новых АЭС. Некоторые государства объявили мораторий на использование этого вида энергии.

Но, с другой стороны, авария заставила специалистов-ядерщиков особое внимание уделить проблемам безопасности ядерной энергетики и человеческому фактору. После этой катастрофы международное сообщество ученых и специалистов под эгидой МАГАТЭ проделало большую работу по совершенствованию требований, предъявляемых к безопасности АЭС, поиску новых инженерных решений повышения уровня ее безопасности. Кстати, он после аварии в Чернобыле был повышен на три порядка. В настоящее время атомные электростанции проектируются, строятся и работают таким образом, что персонал и население могут быть уверены в своей защищенности от их воздействия. Вероятность серьезной аварии, способной вызвать выброс значительного количества радиоактивных продуктов в атмосферу, для современных АЭС крайне мала вследствие предусмотренных защитных мероприятий и эффективных систем безопасности.

Ущерб, нанесенный нашей стране чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США, что равно 32 бюджетам страны 1985 года. Сюда включены потери, связанные с ухудшением здоровья населения, ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству, а также с загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов, и, кроме того, дополнительные затраты, обусловленные осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения.

После распада Советского Союза республика осталась один на один с чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей суверенной Беларуси. Последствия катастрофы для страны оказались столь масштабными, что их успешное преодоление было возможно только при условии системного подхода.

С целью координации действий в 1991 году был создан специальный орган государственного управления — Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время это Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. К настоящему времени в республике сформировано законодательство, охватывающее все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. В 1991 году были приняты два основополагающих Закона: «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». 16 июля 2009 г. вступил в силу Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Эти документы сегодня составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.

Постановлением Совмина Республики Беларусь от 10 марта 2016 г. № 189 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922» утверждены мероприятия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Государственной программы, а также источники и объемы их финансирования. Они разработаны в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития Беларуси.
Целями мероприятий на 2016-2020 годы являются:

  • дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • поддержание на достигнутом уровне защитных мероприятий, осуществление радиационного мониторинга и контроля радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и продукции;
  • содействие восстановлению и устойчивому социально-экономическому развитию регионов при безусловном выполнении требований радиационной безопасности;
  • научное и информационное сопровождение.

Объем финансирования Государственной программы на 2016-2020 годы составляет около 26,3 трл. руб.

Подготовил Алесь КРАСАВИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.