Борьба с коррупцией – важнейшая задача государства и общества
Коррупция — сложное социальное явление, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии — поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.
Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Беларуси. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
На протяжении последних лет в Беларуси предприняты значительные шаги по созданию эффективных механизмов противодействия коррупции с учетом собственного практического опыта и опыта, накопленного в этом направлении в других государствах, а также требований международных антикоррупционных стандартов. Этой проблеме уделяется значительное внимание Главой государства, парламентом, Правительством, органами прокуратуры, иными правоохранительными и другими госорганами.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя: разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения; разграничение между госорганами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности спецподразделений по борьбе с коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции и др.
В Законе РБ «О борьбе с коррупцией» дано уточненное правовое определение данного понятия: «коррупция — умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом, либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица, либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо, либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».
В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь уделено большое внимание этому вопросу. «Предупреждаю, никаких послаблений подобным людям, замешанным в коррупции, нет, не было и не будет. Даже если коррупция проникает в те госорганы, которые должны возглавлять борьбу с ней, то и там каленым железом мы будем выжигать эту нечисть», — заявил Президент.
Согласно статистическим данным прокуратуры Могилевской области за 6 месяцев 2014 года из зарегистрированных в области 5386 преступлений (2013 — 5274) выявлено и поставлено на учет 131 (157) преступление коррупционной направленности. Из них: 32 (50) факта хищения путем злоупотребления служебными полномочиями; 22 (22) — злоупотребления властью или служебными полномочиями; 7 (3) — превышения власти или служебных полномочий; 58 (36) — получения взятки; 12 (39) — дача взятки.
Удельный вес коррупционных преступлений в структуре преступности составил 2,43% (2,97%). Преобладают факты: получения взятки — 44,2%, хищения путем злоупотребления служебными полномочиями — 24,4%, злоупотребления властью или служебными полномочиями — 16,7%, дачи взятки – 9,1%. По основным видам экономической деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в здравоохранении — 61 (29), промышленности — 27 (21), образовании — 9 (11), сельском хозяйстве — 9 (24), строительстве — 9 (9), торговле — 9 (9), госуправлении — 6 (4).
Эти данные показывают, что в сферах здравоохранения и образования по-прежнему имеет широкое распространение практика поборов. Так, в текущем году к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в системе здравоохранения, связанные с совершением юридически значимых действий, сроком на 5 лет, осужден бывший главврач одной из районных больниц, признанный виновным в хищении автомобильного топлива и автозапчастей путем злоупотребления служебными полномочиями, а также в незаконном использовании труда подчиненных работников в личных целях.
В 2014 году признан виновным и осужден генеральный директор ОАО «Холдинг Могилевводстрой», который в 2012 году неоднократно получал взятки на сумму более 400 000 рублей Центрального банка РФ от руководителя и учредителя российского ОАО за положительное решение вопросов о заключении договоров на оказание транспортных услуг и осуществление рекультивации земель в Республике Коми (РФ).
Сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями выявлены факты злоупотреблений служебными полномочиями со стороны должностных лиц предприятий АПК, которые из личной заинтересованности осуществляли оформление фиктивных документов о реализации молока работникам хозяйства.
В марте текущего года возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица одного из СПК Бобруйского района, которое, злоупотребляя служебными полномочиями, с целью увеличения целевого показателя по темпу роста валовой продукции (производство молока), давало указания находящимся в его подчинении заведующим МТФ о документальном оформлении отпуска 70 573 л молока в счет зарплаты работникам предприятия, на общую сумму 38 млн. рублей, чем был причинен существенный вред их правам и законным интересам. Таким образом должностные лица создавали видимость улучшения производственных показателей отдельно взятых хозяйств, что повлекло необоснованные затраты в виде выплат по фиктивным договорам и негативное влияние на общее положение дел в АПК.
За 1 полугодие 2014 г. органами прокуратуры области проведено 60 проверок исполнения госорганами и иными организациями требований антикоррупционного законодательства, по их результатам внесено 73 представления, вынесено 53 предписания, принесено 12 протестов, 72 лица официально предупреждены о недопустимости нарушений закона.
За нарушение требований антикоррупционного законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 96 лиц, из них освобождено от занимаемых должностей 2, к административной привлечено — 24, к материальной — 37 (на сумму 124 680 000 рублей), отменено 12 незаконных актов.
Возбуждено 18 уголовных дел коррупционной направленности. Наиболее распространёнными причинами и условиями, способствовавшими совершению в области коррупционных преступлений в текущем году, являются ненадлежащее отношение должностных лиц к своим служебным обязанностям, частичное или полное невыполнение (несоблюдение) ими требований, изложенных в нормативно-правых актах, отсутствие должного бухгалтерского или документального учёта, а также недостаточная правовая грамотность населения.
Ненадлежащая работа по профилактике коррупции на местах, непроведение даже самых простых к исполнению мероприятий по противодействию коррупции в значительной степени способствует формированию атмосферы вседозволенности и порождает чувство безнаказанности у работников.
Перечисленное выше позволяет сделать вывод, что хотя в борьбе с коррупцией и достигнуты определенные положительные результаты, она по-прежнему оказывает деструктивное влияние на социально-экономическое развитие области.
Необходимо помнить, что борьба с этим явлением в республике и области – не кратковременная кампания, а важнейшая задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности.
Главный источник успеха в решении данной задачи — крепкая государственная власть, сильная социальная политика, личная ответственность каждого за выполняемую работу и ее конечные результаты.
Прокуратура Могилевской области.
Главное управление идеологической работы, культуры
и по делам молодежи Могилевского облисполкома.
Управление внутренних дел