Александр БОБКОВ: «В целях улучшения жизни людей»

dip
Александр БОБКОВ

— Подводя итоги 2013 года, хочу отметить, что налоговой инспекцией выполнены все основные задачи, поставленные перед нами Министерством по налогам и сборам РБ и инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Могилевской области.

Ушедший год был сложным, как в целом для экономики Республики Беларусь, так и для экономики района. А рост поступлений платежей в бюджет, в первую очередь, зависит от работы реального сектора экономики.

Как уже отмечалось в отчете Бобруйского райисполкома, по итогам 2013 года, в целом по району не выполнены такие основные прогнозные показателя, непосредственно влияющие на увеличение налогов, как рост производства валовой продукции сельского хозяйства, так и рост розничного товарооборота.
Формирование бюджета района в 2013 году проходило в сложных условиях. Вместе с тем, по итогам года было обеспечено выполнение плановых назначений по бюджетам всех уровней на 105,1 % —сверхплана поступило 3412,5 млн. рублей, в том числе консолидированного бюджета района — на 104,0% — 2601,7 млн. рублей, областного бюджета — на 100,7% — 41,9 млн. рублей.

В 2013 г. в доход бюджетов всех уровней по району поступило налогов и неналоговых платежей в сумме 70,8 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет района — 67,4 млрд. рублей. Поступления платежей за 12 месяцев прошлого года в сопоставимых ценах, по отношению к аналогичному периоду 2012 года, в целом по району снизились на 16 208,1 млн. рублей, темп роста составил 81,4 %. В том числе в республиканский бюджет поступления снизились на 15 915,5 млн. рублей, в областной — на 3 466,3 млн. рублей — темп роста составил 61,9 %.

В консолидированный бюджет района поступления увеличились на 3 173,8 млн. рублей, темп роста составил 104,9 %. Формирование бюджета в прошлом году обеспечивали почти 26000 плательщиков, в том числе 567 организаций, 202 индивидуальных предпринимателя и 25214 физических лиц, уплачивающих имущественные налоги.
В разрезе плательщиков, по формам собственности, основные поступления обеспечивают плательщики государственного сектора экономики. Доля организаций государственного сектора экономики в общем поступлении составила 51,2% и в сравнении с 2012 годом —уменьшилась на 18,1 процентных пункта (2012 — 69,3 %). Государственный сектор экономики допустил снижение платежей в бюджет на 24 млрд. рублей в сопоставимом виде.

Доля негосударственного сектора экономики (коммерческие организации и ИП) составила почти 32 % и увеличилась, по сравнению с 2012 годом, на 13,4%. Рост поступлений по коммерческим организациям и ИП, по сравнению с 2012 годом, составил 148,3% и 106,4% соответственно, или на 6 млрд. рублей.
Доля физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях, составляет 6,5%. Почти 80% доходов бюджета сформировано за счет 6-ти налогов, а именно: подоходного с доходов физических лиц (удельный вес в общих поступлениях — 46,2%, налога на добавленную стоимость — 7,2%, на прибыль — 4,0%, на недвижимость — 10,2%, земельного налога — 6,0%, налога при УСН — 5,5%.

Основным доходным источником консалидированного бюджета является подоходный налог с физических лиц.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост поступлений к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах по подоходному налогу с физических составил 113,9 процента (+4,0 млрд. рублей),

Но, несмотря на данный прирост, хочется отметить, что с поступлением данного налога существуют проблемы. Некоторые организации перечисляют его не в полном объеме, пользуясь тем, что декларации по данному налогу не предоставляются. Хочу обратиться к руководителям с просьбой не накапливать долги, рассчитывая на то, что в дальнейшем будет легче и вы рассчитаетесь по налогам. Легче не будет. И одно дело платить постепенно, ежемесячно, то что причитается, а другое дело выплатить долги за год или два. Ведь факты неполной уплаты налогов будут выявлены при проведении проверок.

Хотелось бы отметить, что основная часть плательщиков добросовестно исполняет свои налоговые обязательства, с пониманием относится к своей гражданской ответственности. Но к некоторым приходится применять меры принудительного взыскания. Так, за 2013 год в погашение задолженности обращенной на взыскание финансовых активов должников поступило в бюджет 2 423,9 млн. рублей, или 3,4 процента от общей суммы поступивших платежей в бюджеты всех уровней. В принудительном порядке взыскано с организаций в бюджет дебиторской задолженности 2 061,6 млн. рублей, списано с расчетных счетов — 362,2 млн. рублей. В ходе контрольных мероприятий проведена 171 налоговая проверка. За январь-декабрь 2013 года доначислено и взыскано в бюджет, по актам проверок 3548,4 млн. рублей, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, денежных средств на сумму 350,8 млн. рублей.

Поступления в бюджет по результатам контрольных мероприятий, являются одним из дополнительных резервов увеличения платежей в бюджет. Но, говоря о резервах роста поступлений платежей в бюджет, хотел бы вернуться к подоходному налогу с физических лиц. Именно подоходный налог в последние годы определяет содержание местного бюджета. Рост поступлений подоходного налога за счет роста заработной платы является одним из резервов увеличения поступлений в бюджет. Таким образом, приходим к простому выводу: для того, чтобы поступления в местный бюджет росли, необходимо повышать уровень заработной платы. Но, чтобы повысить заработную плату, ее придется заработать. Повысить зарплату без увеличения производительности труда и роста продаж невозможно. И здесь очень многое зависит от руководителей организаций. Почему на сегодняшний день одни организации могут позволить выплачивать достойную зарплату своим работникам, а другие не знают вообще, как ее выплатить?

Кроме пополнения бюджета за счет роста подоходного налога, источниками дополнительных поступлений являются: создание новых производств; развитие малого и среднего бизнеса. В качестве примера хочу привести работу частного предприятия «Сапермебель». Несмотря на льготы, предоставленные государством (Декрет №6), данное предприятие уплатило в бюджет почти 2 млрд. налогов и занимает 7-е место в списке организаций, уплативших наибольшие суммы налогов.

В заключение хочу сказать, что работа налоговой инспекции будет и в дальнейшем направлена на обеспечение безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет за счет эффективного контроля за полной и своевременной уплатой текущих платежей и недопущения задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам, расширения налогооблагаемой базы по организациям негосударственного сектора экономики, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Дополнительное привлечение доходов в бюджет позволит в свою очередь направить эти доходы на финансирование тех или иных социальных программ и, в конечном итоге, будет способствовать улучшению жизни наших граждан.

Александр БОБКОВ,
начальник ИМНС РБ по Бобруйскому району.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.