Антикоррупционным мероприятиям — систематический характер

OLYMPUS DIGITAL CAMERAС конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира. Коррупцию сравнивают с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные государства — большие и малые, богатые и бедные. Не является исключением и Республика Беларусь. Внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция оказывает деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому является серьезной угрозой его национальной безопасности. О том, какая работа проводится в нашей республике, области и районе по борьбе с коррупцией наше сегодняшнее интервью с прокурором района Виктором ГАВРИКОВЫМ.

— Виктор Алексеевич, как трактуется слово «коррупция»?
— Определение понятия «коррупции» дано в Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятом 20 июля 2006 г. (далее —  Закон). Это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
— Нередко можно прочесть в газетах или услышать по радио и телевидению о выявленных фактах коррупции у нас в республике. А на чем строится в Беларуси борьба с коррупцией?
— У нас создана необходимая законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности. На системной основе проводится государственная политика по противодействию коррупции, реализуются соответствующие программы. Республиканским координационным совещанием 15 марта утверждена Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013-2015 годы. При непосредственном участии прокуратуры области разработана областная Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013 год.
В целях координации деятельности госорганов и иных организаций по борьбе с преступностью и коррупцией прокуратурой области 11 января утвержден план координационных мероприятий в сфере борьбы с коррупцией на 1 полугодие 2013 года. Планом разработаны конкретные мероприятия для каждого правоохранительного органа по противодействию и выявлению фактов коррупции.
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, как я уже сказал, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Он устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности госорганов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц,  путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. Законом определен ряд ограничений и специальных требований для должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
— Виктор Алексеевич, как-то выступая на дне информирования, вы заострили внимание на том, что Закон помимо правоохранительных органов, обязал принимать участие в противодействии коррупции все без исключения организации независимо от форм собственности. Как это выглядит на практике?
— Руководители всех организаций должны не только предупреждать и выявлять факты коррупции, но также сообщать о них в органы прокуратуры, внутренних дел или госбезопасности, и привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В случае сокрытия таких фактов руководители привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной. С 12 апреля 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 22.12.2011 №332-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». В частности, к государственным должностным лицам отнесены, в том числе, лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля госсобственности составляет не менее 50 процентов.
В новой редакции введена ст. 17 Закона, излагающая перечень ограничений, устанавливаемых для государственных должностных лиц. Кадровым службам негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля госсобственности составляет не менее 50 процентов, надлежит принять меры по ознакомлению должностных лиц — как работающих, так и назначаемых на должности — с соответствующими ограничениями, установленными ст. 17 Закона и оформлению в связи с этим обязательств государственных должностных лиц в соответствии со ст. 16 Закона.
Кадровым службам госорганов, госорганизаций, ранее проводившим работу в данном направлении,  надлежит принять меры по ознакомлению должностных лиц с ограничениями, изложенными в новой редакции, и оформлению соответствующих обязательств.
— И что это за ограничения?
— Специальные ограничения, предусмотренные ст. 17 Закона, достаточно существенны. Так, государственное должностное лицо не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью госоргана, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики  Беларусь. Государственное должностное лицо не имеет право совершать от имени государственных организаций без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Беларуси о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам; совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь; иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь; выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
— Имеет ли право руководитель по своей инициативе расширить перечень ограничений?
— Перечень ограничений является исчерпывающим и расширению по инициативе нанимателя не подлежит.
— А если человек, который претендует на должность государственного должностного лица или уже им является, согласен не со всеми ограничениями?
— Неподписание обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качества кандидата на должность государственного должностного лица, назначении на должность, либо освобождение от должности.
— Какие последствия имеет для государственного должностного лица нарушение обязательств?
— Государственное должностное лицо, нарушившее обязательство, привлекается к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности в порядке, предусмотренном законодательством.
Увольнение может быть произведено по п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а для госслужащих — по ст. 40 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».
— Какая работа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений, проводится в нас  в области и районе?
— Хочу отметить целенаправленность данной работы, которая проводится правоохранительными и иными государственными органами области при координирующей роли прокуратуры ведется активная работа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений. Так, только за первый квартал  2013 года на территории области выявлено 92 коррупционных преступления.
— И что это за преступления?
— В структуре коррупционных преступлений наибольший удельный вес составили преступления, связанные с хищениями путем злоупотребления служебными полномочиями — 34 процентов, получением взятки — 28, дачей взятки — 21. В целом все формы взяточничества составили 56 процентов от общего количества выявленных преступлений.
— И в каких отраслях выявлено больше всего фактов коррупции?
— По основным видам экономической деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в здравоохранении — 21, сельском хозяйстве — 16, образовании — 10, промышленности — 10.
Наиболее подверженными коррупционным рискам являются сферы здравоохранения и образования. Так, за текущий период из 26 фактов получения взятки в указанных сферах выявлено соответственно 14 и 7 таких преступлений.
Выявленные факты взяточничества в данной сфере в большинстве своем связаны с предоставлением не соответствующих действительности справок о состоянии здоровья с целью уклонения от призыва в армию и выпиской ложных листков временной нетрудоспособности.
Ущерб от коррупционных преступлений составил 537 млн. рублей, при этом приняты меры по возмещению ущерба в полном объеме.
— Виктор Алексеевич, и каковы последствия для тех, кто совершил коррупционные преступления?
— Хочу особо отметить, что практика назначения наказаний за коррупционные преступления, особенно за взяточничество, весьма жесткая. За получение взяток обвиняемым, как правило, назначается наказание в виде реального лишения свободы на длительные сроки, в том числе с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности.
— Например…
— Как пример коррупционного преступления в сфере здравоохранения следует привести следующий факт. Главный врач одного из медучреждений области с целью избежать материальных затрат, связанных с выполнением строительных работ в своей квартире и оплатой данного вида услуг, привлекал для этих работ своих подчиненных. Судом подобные действия чиновника квалифицированы как злоупотребление служебными полномочиями, и он осужден к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 3 года, а также штрафу в размере 20 000 000 рублей.
— Лучше всего учиться на чужих ошибках, а так как наш  район сельскохозяйственный, хотелось бы, чтобы вы заострили внимание на основных коррупционных действиях, зафиксированных в сельскохозяйственной отрасли республики.
— Коррупционные преступления в сфере сельского хозяйства связаны, в основном, с хищениями имущества предприятия. Предпосылками для совершения подобных преступлений являются отсутствие надлежащего учета товарно-материальных ценностей, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины, непринятие необходимых мер по сохранности собственности.
— Всегда ли должным образом выполняются требования законодательства о борьбе с коррупцией?
— Не всегда, и это подтверждается результатами прокурорских проверок. Так, по результатам проведенных в 1 квартале нынешнего года прокурорских проверок внесено 10 представлений, 21 предписание, принесено 8 протестов, отменено 6 незаконных актов, 15 лиц официально предупреждены о недопустимости нарушений закона. По актам прокурорского надзора 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (из них 1 лицо освобождено от занимаемой должности, 2 — к административной, 17 —  к материальной на сумму свыше 45 789 000 рублей).
Как показывают проверки,  по-прежнему распространены упущения и недостатки в организации антикоррупционной деятельности.
В деятельности отдельных комиссий по предупреждению коррупционных проявлений поставленные задачи на протяжении нескольких лет выполняют шаблонно, без учета складывающейся ситуации. Принимаемые решения, как правило, ограничиваются необходимостью активизации разъяснительной и воспитательной работы в трудовых коллективах, доведения до работников подчиненных организаций информации о совершенных коррупционных преступлениях, а также усиления ведомственного контроля. В ходе проверок выявлялись нарушения порядка истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе и отобрании письменных обязательств о недопущении коррупции. Также устанавливались факты несоблюдения порядка организации и проведения закупок товаров (работ, услуг и др.), использования должностными лицами в личных целях труда подчиненных работников для выполнения строительных и иных работ. Не в полной мере обеспечено принципиальное и требовательное реагирование на факты невыполнения виновными лицами требований антикоррупционного законодательства.
— Виктор Алексеевич, насколько я знаю, сия чаша не миновала и наш район?
— Да, действительно, в Бобруйском районе в текущем году также выявлены факты коррупционных преступлений и возбуждены уголовные дела по фактам хищения в отношении одного из бывших руководителей сельхозпредприятия. В настоящее время данное уголовное дело находится в стадии расследования. Более полная информация по данным фактам будет предоставлена после его завершения.
— Исходя из нашего с вами разговора напрашивается вывод, что несмотря на принимаемые меры, вопросы борьбы с коррупцией по-прежнему актуальны…
— Причем, не только актуальны, но и требуют принятия конкретных мер не только правоохранительными, но, и, хочу на этом особо заострить внимание, органами государственной власти и управления, руководителями всех без исключения предприятий и организаций. Как показывает практика, многие из них по-прежнему полагают, что борьба с коррупцией является компетенцией исключительно правоохранительных органов, и недооценивают свои возможности в этом направлении. Я же хочу напомнить, что в  соответствии с действующим законодательством руководители всех организаций должны не только предупреждать и выявлять факты коррупции, но также сообщать о них в органы прокуратуры, внутренних дел или госбезопасности, и привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В случае сокрытия таких фактов руководители будут нести за это ответственность, вплоть до уголовной.     Методы, которые могут и должны применять руководители организаций в противодействии коррупции, весьма разнообразны и вытекают из требований Закона о борьбе с коррупцией, других актов антикоррупционного законодательства.
— И какой же вывод напрашивается из всего вышесказанного и ваших личных практических наработок?
— Таким образом, антикоррупционные мероприятия должны носить не эпизодический и кратковременный характер, а проводиться систематически и целенаправленно. Это позволит не только своевременно пресекать факты коррупции, но, что наиболее важно, выявлять и устранять причины и условия, ей способствующие, создаст благоприятные условия для нормальной и эффективной финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций.
— Спасибо за разговор. Хочется надеяться, что больше не пополнится статистика фактами коррупционных деяний.

Беседовала Елена БЕГУНОВИЧ.
Фото Дмитрия БЕГУНОВИЧА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.