Обучению — новый качественный уровень

На состоявшемся под председательством М.В. Шалковского, председателя Бобруйского райисполкома, 21 сентября текущего года заседании исполкома был рассмотрен 41 вопрос.

С подробной информацией о работе отдела образования и учреждений образования по обеспечению качества образования и развитию индивидуальных способностей учащихся выступил Ф.М. Богданович, начальник отдела образования Бобруйского райисполкома.

Федор Михайлович отметил, что  формирование интеллектуального и творческого потенциала общества возможно только при наличии высококвалифицированных, высокопрофессиональных кадров и обозначил, что в учреждениях образования района постоянно растёт образовательный и квалификационный уровень педагогических работников. Организацию образовательного процесса в  2010/2011 учебном году осуществляют 245 педагогов, из них 222 (90,6 процента) имеют высшее образование (областной показатель — 89,5), 107 (43,6) — высшую квалификационную категорию (областной показатель — 31,1), 99 (40) — первую (областной показатель — 44,7), 20 (8,1) — вторую (областной показатель —14,1 ), 19 (7,7) — без категории (областной показатель — 10,1).  В 2010/2011 учебном году повысили квалификационную категорию 38 педагогов (12,8 процента, что на 3,1 больше, чем в 2009/2010), из них: 13 педагогов — на высшую квалификационную категорию (из них двое сдали квалификационный экзамен), 16 — на первую, 9 — на вторую. Все педагоги своевременно проходят базовое повышение квалификации, а также активно выезжают на целевые и проблемные курсы. Они не только участвуют в областных и республиканских мероприятиях, но и имеют положительные результаты этого участия. Так, например, в 6-м (республиканском) конкурсе методических разработок «Открытый урок» победителями стали: в номинации «Лучший урок в начальной школе» — урок в 1-м классе (ИЗО) «Мой любимый цирк» Елена  Видиченкова, в номинации «Лучший урок по предмету природоведческо-математического направления» — урок в 5-м классе (математика) А.И. Малиновская. По итогам XIV областной выставки научно-методической литературы и педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы» Дипломами управления образования облисполкома III степени награждены О.А. Счеснович, учитель информатики ГУО «Воротынская СШ», Н.В. Людоговская, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Бортниковская СШ». 3-е место в областном этапе республиканского конкурса «Лучшее дошкольное учреждение года» в номинации «Лучшее дошкольное учреждение года сельского населенного пункта» завоевал коллектив ГУО «Детский сад д. Бортники» (заведующая С.Н. Бурак).

Методическим кабинетом в 2010/2011 учебном году обобщен опыт 7 педагогов. Докладчик сделал акцент на том, что основной формой обобщения опыта в последнее время стала электронная презентация и брошюра.

Педагогам района предоставляется возможность получить второе высшее образование. Так, 27 педагогов уже получили вторую специальность «дефектология», в  настоящее время учится еще 8 педагогов.

Значительную роль в обеспечении качества образования играет инновационная деятельность. Так, в этом учебном году в районе работала республиканская инновационная площадка на базе ГУО «Брожская средняя общеобразовательная школа» по теме «Внедрение модели организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся». В мае подведены результаты ее работы. Заместитель директора по учебной работе Г.И. Рассоха приняла участие в работе республиканской конференции «Управление качеством инновационной деятельности».  В текущем учебном году на базе ГУО «Ленинский УПК «Детсад-СОШ»» начала работу инновационная площадка по теме «Внедрение модели коммуникативной культуры учащихся в контексте белорусского менталитета».

Федор Михайлович в своем выступлении не обошел вниманием и  вопрос закрепления педагогических кадров на селе. Как отметил докладчик, с целью избежания их текучести необходимо предусмотреть выделение жилья. В настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий 36 педагогов, из них 11 — члены ЖСК № 5. В текущем учебном году в учреждениях образования работают 24 молодых специалиста. Из них 12 проживают с родителями, 2 — у родственников, 2 — в жилье, выделенном хозяйством во временное пользование, 6 — в арендованном жилье, 2 — в общежитии. Отделом образования предусмотрены гарантии социальной защиты молодых специалистов. В ноябре прошлого года были внесены изменения в коллективные договоры учреждений образования о частичной компенсации молодым специалистам за проживание в съемном жилье в размере 1-й базовой величины. Четверо молодых специалистов поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, в последние годы в районе наблюдается положительная и устойчивая динамика роста профессиональной компетентности педагогов: повышается их образовательный и квалификационный уровень; увеличивается количество педагогов, принимающих активное участие в районных, областных и республиканских мероприятиях, и результаты этого участия.

Ф.М. Богданович сделал акцент и на ряде недостатков, над которыми предстоит работать в течение учебного года. Достаточно еще велик процент педагогов со средним специальным (53 процента) образованием среди воспитателей дошкольных групп; имеют место нестабильность кадрового состава педагогов, занимающихся вопросами воспитания, и, как следствие, слабо отлаженная система работы. Имеет место недостаточная материально-техническая база для организации работы факультативных занятий, направленных на экспериментальную и исследовательскую деятельность (по физике, химии, биологии). Еще не все педагоги, ведущие факультативные занятия, используют продуктивные формы и методы обучения учащихся. Учителя недостаточно активно используют эффективные образовательные технологии, электронные средства обучения при подготовке и проведении уроков, факультативных занятий. Не все педагоги на должном уровне занимаются самообразованием, стремятся повышать свой профессиональный уровень, квалификационную категорию.

В районе 14 учреждений общего среднего образования, в которых обучается 1581 человек. В 8 учреждениях дошкольного образования насчитывается 316 детей, в дошкольных группах УПК — 155.

Все учащиеся переведены в следующий класс.

Екатерина Поддубная, учащаяся  Брожской СОШ, и Виктория Конькова, ученица Химовского УПК, закончили школу с золотой медалью. Похвальными листами «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждены 4 учащихся. Одна выпускница (Глушанский УПК) получила свидетельство о базовом образовании особого образца.

Одно из направлений по включению талантливых школьников в интеллектуальную и творческую деятельность — это участие в олимпиадном движении. По итогам III (областного) этапа республиканской олимпиады победителями стали 3 участника или 13 процентов от 23 участников (2010 г. — 23 процента от 13 участников)

Стабильно успешно выступают в третьем этапе республиканской олимпиады учащиеся педагогов Т.Ф. Петуховой (ГУО «Глушанский УПК»), Н.В. Вербицкой (ГУО «Брожская СОШ»), Л.А. Романовской (ГУО «Осовский УПК»), А.Я. Белозора (ГУО «Воротынская СОШ»).

Приводя данные факты, Федор Михайлович сделал акцент на том, что, несмотря на положительные наработки,  итоги III и IV этапов республиканской олимпиады свидетельствуют, что учителя еще недостаточно занимаются подготовкой к олимпиадам, индивидуальной работой с отдельными учащимися, которые впоследствии будут участниками олимпиады, администрации ряда учреждений образования не уделяет пристального внимания организации подготовки к олимпиадам. Вопросы подготовки учащихся школ к олимпиадам рассматриваются, но не отслеживаются на протяжении всего учебного года, а возникают лишь накануне олимпиады.

Одна из первоочередных задач в системе образования — это подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, в том числе к трудовой деятельности и продолжению образования. Все учащиеся выпускных классов охвачены различными формами профориентационной работы. В результате проводимой работы из 124 выпускников средней школы в педагогические учебные заведения поступили 17 (14 процентов) человек, из них 15 — в вузы (7 — по целевым направлениям в МГУ им. А. Кулешова); в сельскохозяйственные учебные заведения — 24 (20 процентов) выпускников, из них в вузы — 4, в средние специальные учебные заведения — 17; в медицинские — 6 (5 процентов), в вузы на технические специальности — 6 учащихся. Учитывая ситуацию на рынке труда, сегодня необходимо ориентировать молодежь на выбор рабочих профессий. В профессионально-технические учреждения поступили 70 выпускников базовой и средней школы.

Для освоения учебных программ необходимы современное учебно-методическое сопровождение, соответствующая материально-техническая база. В 2011 году на финансирование учреждений образования израсходовано из районного бюджета 13 207,7 млн. руб. (в 2010 г. —  15627,7 млн. руб.).  Как отметил Федор Михайлович, развивая материально-техническую базу, отдел образования использует не только бюджетные ассигнования, но и задействует внутренние ресурсы, т.е.,  внебюджетную деятельность. За 8 месяцев этого года на внебюджетный счет отдела образования поступило 92,9 млн. руб. Из них оказано платных образовательных услуг на сумму 56,6 млн. руб.

Сегодня есть потребность в приобретении еще одного изотермического транспорта для подвоза продуктов питания в учреждения образования. Также имеется потребность в замене холодильного и технологического оборудования. Износ холодильного оборудования составляет 54,5 процента, износ технологического оборудования составляет 45 процентов.

Согласно решению исполкома, отделу образования необходимо до 1 октября разработать план мероприятий по обеспечению контроля за качеством образования, повышению уровня знаний обучающихся по учебным предметам. До 15 октября разработать программы индивидуальной работы с одаренными обучающимися, целенаправленно использовать индивидуальный подход по выявлению и реализации потенциальных способностей обучающихся, мотивированных на высокий результат. Обеспечить в течение учебного года оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в выборе профессии и трудоустройстве, ориентировать выпускников среднего и базового образования на выбор профессий, востребованных  в сельском хозяйстве и пр.  

Елена БЕГУНОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.