Как сберечь здоровье школьника?

Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой отпечаток на здоровье учащихся. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают печальные факты: ежегодно у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно-сосудистой систем и многие другие.
Как же сохранить здоровье детей и подростков? Об этом разговор журналиста «ТП» Людмилы Писаревой с заведующей отделением гигиены детей и подростков Бобруйского зонального центра гигиены и эпидемиологии» Ольгой БЕЛЯНКО.

— Ольга Александровна, какие Вы можете дать рекомендации для снижения школьных нагрузок, чтобы они не сказывались так пагубно на здоровье учащихся?
— Следует отметить, что условия для нарушения состояния здоровья детей создаются еще до школы. Например, 11 процентов первоклассников имеют нарушения остроты зрения, 20 — дефекты речи, 20 — нарушения осанки. Этот перечень заболеваний можно продолжать. Чтобы добиться положительных результатов в сохранении здоровья детей, необходимо правильно организовать их режим труда и отдыха, обеспечить им  рациональное питание. А эти задачи без активной помощи родителей и педагогов решить невозможно.
— На что же следует в первую очередь обратить внимание, чтобы сохранить здоровье детям?
— Во-первых, питание. Быстрый рост, обмен веществ и большая двигательная активность ребенка требуют достаточной подпитки. По закону школьник может отказаться от питания в школьной столовой. Для этого ему достаточно принести записку от родителей, но учителей обязывают контролировать, чтобы этот ученик в течение дня ел. По нормативам, чтобы сохранить здоровье, школьник должен питаться каждые четыре часа. Чем меньше ребенок, тем больше двигательная активность — это тоже следует учитывать. Специалисты не рекомендуют отказываться от горячего питания в школе, где ребенок проводит большую часть своего времени. Растущему организму нужны белки, жиры, углеводы, которые содержатся в пищевых продуктах.
Питание должно быть сбалансированным. Сейчас в школах оно хорошо организовано: широко представлена буфетная продукция, необходимая детскому организму, изъяли все вредные продукты (чипсы, газировки), выделено диетпитание (предлагается как минимум два различных комплекса). У каждого есть любимые блюда, а для роста и развития организма нужны именно полезные блюда. Особенно необходимы ежедневно молочные продукты, рыба два раза в неделю, растительное масло и многое другое.
Второй важный момент — острота зрения, которая у многих детей в процессе обучения значительно снижается.
— Причиной тому, вероятно, служит длительное сидение за компьютером и перед телевизором? Ведь нередко дети в отсутствие родителей большую часть своего свободного времени проводят у их экранов?
— Да, одна из основных причин снижения остроты зрения — это несоблюдение санитарных норм и правил при просмотре телевизионных передач или при работе за компьютером. Еще существует и предрасположенность к снижению остроты зрения. Если в возрасте шести лет это наблюдается примерно у семи процентов детей, то в подростковом возрасте — почти у 15-и. По статистике, среди школьников в возрасте 15-17 лет заболеваемость близорукостью в три раза выше, чем у тех, кому от 14 и меньше. Специалисты с грустью констатируют, что за последние 10 лет близорукость среди школьников встречается в два раза чаще. Есть санитарные нормы и правила, в которых оговорено время, в течение которого ребенок с нормальным зрением может сидеть за компьютером. Так, необходимо делать 10-15-минутные перерывы для отдыха глаз от зрительной работы в зависимости от возраста учащихся: в 1-3 классах — после 20 минут зрительной нагрузки, в 4-6 классах — после 25-30 минут, а в 7-м и более старших классах — после 35-40 минут.
— А с чем чаще всего связано нарушение осанки?
— Во-первых, необходим правильный подбор мебели школьника. Она должна соответствовать росту, локти должны лежать на столе. Во время уроков в зависимости от возраста должны быть соответствующие по продолжительности перерывы — так называемые физкультминутки. Они имеют немаловажное значение в профилактике нарушения осанки, и по действующим санитарным правилам обязательны в школах. Причем, в течение урока должны быть перерывы, во время которых необходимо делать упражнения для глаз, осанки и т.д. Отвечает за проведение разминки учитель, а контролировать этот процесс обязана администрация школы.
— То есть, Ольга Александровна, Вы утверждаете, что физическая активность во время уроков обязательна для школьников всех возрастов?
 — Да, без этого не может обойтись организм здорового школьника. Сидение за компьютером и учебные нагрузки сводят двигательную активность детей к нулю. Но необходимо помнить, что нагрузки должны также соответствовать возрасту и состоянию здоровья школьников. Но уже хорошо само по себе переключение мозга с умственной деятельности на физическую. А рациональные физнагрузки — это профилактика заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Также рекомендуется проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе.
— Как же уберечь школьников от учебных перегрузок?
— Уберечь ребенка от учебных перегрузок может, безусловно, отсутствие этих перегрузок. По каждому классу есть типовой учебный план, который предусматривает количество уроков в неделю по тому или иному предмету. Он утверждается Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения. В санитарных правилах также предусмотрено рациональное распределение уроков трудных и легких, дана ранговая шкала трудности уроков. Например, математике дается 12 баллов, а литературе — 5. При составлении расписания должна быть использована данная ранговая шкала: трудные уроки должны ставиться, как правило, в середине, а первыми и последними — более легкие. Типовой учебный план предусматривает обязательную учебную нагрузку и факультатив. У нас в республике максимальная нагрузка оговорена с учетом факультативных занятий. В России, например, по словам специалистов, на факультативах можно заниматься хоть до ночи. Максимальное количество уроков в день зависит от учебной нагрузки. Например, если во втором классе — 20 уроков в неделю с учетом факультативов, то четыре урока в день — максимум. А если в 10 классе — 32 урока, то два раза в неделю у 10-классников будет по семь уроков. По новым санитарным нормам, которые действуют с сентября, комплект учебников должен весить от 1,5 до 4 кг (1,5 кг — для учащихся 1-2 классов, 2,5 кг — для 3-4 классов, 3 кг — для 5-6 классов, 3,5 кг — для 7-8 классов, 4 кг — для 9-11 классов). Уроки в общеобразовательных учреждениях должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 — во вторую. Заканчиваться вторая смена должна не позднее 19.30. А вот уроки физкультуры по-прежнему могут проводиться на открытом воздухе при температуре воздуха до -15 С.
— Ольга Александровна, спасибо за рекомендации. Будем надеяться, что не только учителя и родители, но и сами школьники прислушаются к ним и будут их соблюдать, что поможет сохранить им свое здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.