Было государственное — станет ваше
Многих читателей интересует вопрос приватизации государственного жилья. О том, как правильно это сделать и можно ли еще использовать чеки «Жилье», — на эти и другие вопросы мы попросили ответить начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства райисполкома Галину Миргородскую.
— Галина Михайловна, хотелось бы начать с чеков «Жилье». Можно ли их использовать для приватизации?
— Основное направление использования именных приватизационных чеков «Жилье» и есть приватизация гражданами занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда. Между тем, следует помнить, что начисление чеков «Жилье» было прекращено еще 1 июля 1999 года. Кроме того, 1 января 2007 года закончилась перерегистрация ранее начисленных и полученных гражданами чеков «Жилье», и сегодня находятся в обращении и используются гражданами только перерегистрированные в установленном порядке чеки. С 1 июля 1992 года вступил в действие Закон Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь». И если до 1 июля 1999 года приватизация проводилась в ценах 1991 года, то после — стоимость приватизации определяется с учетом потребительских качеств жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации.
— К примеру, наниматель решил приватизировать жилье. С чего ему нужно начать?
— Для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения, наниматель, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования этим жилым помещением, подают заявление в районный исполнительный комитет. Заявление подписывается всеми вышеуказанными гражданами, как участвующими, так и не участвующими в приватизации. В заявлении указывается сумма вносимых каждым участником приватизации именных приватизационных чеков «Жилье», приобретенных в установленном порядке, и размер денежных доплат после зачета чеков. Следует иметь в виду, что основной принцип приватизации — добровольная основа. А значит, приватизация занимаемой квартиры возможна только при согласии всех членов семьи. Отказ члена семьи в приватизации не может быть обжалован в судебном порядке. При этом оформление приватизации возможно как на одного, так и на всех членов семьи, в ней участвующих (по желанию граждан). В случае, если приватизация осуществляется на льготных основаниях, к заявлению дополнительно прилагаются копии документов о наличии льгот.
— Думаю, тех, кого это касается, интересует — каких документов?
— Это справка о том, что указанные граждане имели право на начисление жилищной квоты до 1999 года, но не реализовали его в период начисления квоты (требуется только для приватизации на льготных основаниях), справка о поименном начислении жилищных квот (чеков «Жилье»). Копия лицевого счета, а также справка о технической характеристике приватизируемой квартиры запрашиваются непосредственно юридическим лицом, осуществляющим приватизацию данного жилого помещения.
Решение о передаче жилого помещения в собственность гражданина (граждан) принимает районный исполнительный комитет.
При этом важно помнить, что после принятия решения гражданин и члены его семьи, участвующие в приватизации, в течение одного года со дня его принятия должны удостоверить договор приватизации в нотариальном порядке. В случае, если в течение этого срока указанный договор не будет удостоверен, решение о приватизации считается утратившим силу и в будущем нанимателю придется повторно подавать заявление на приватизацию занимаемой квартиры на условиях, которые будут действовать на момент подачи нового заявления.
После нотариального удостоверения копия договора предоставляется в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, права на него и сделок с ним для получения технического паспорта и регистрационного удостоверения на приватизируемое жилое помещение. После чего собственник заключает договор на эксплуатацию приватизированного жилого помещения с жилищно-эксплуатационной организацией.
— Каковы условия приватизации в настоящее время, иными словами — сколько денег придется заплатить сразу?
— В настоящее время в соответствии с пунктом 24 Положения о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 года № 1399, оплата стоимости приватизируемых жилых помещений может производиться в рассрочку до 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее 10-ти процентов остаточной, подлежащей оплате, стоимости этих жилых помещений. На вышеуказанные ежемесячные взносы проценты не начисляются. Граждане самостоятельно определяют, на какой срок им будет наиболее выгодно оформить рассрочку. При этом у участников приватизации для оформления рассрочки нет никаких возрастных ограничений. Граждане, которые приватизировали занимаемые жилые помещения в рассрочку, как и те, которые оплатили всю стоимость квартиры единовременно, приобретают право собственности на эти квартиры после нотариального удостоверения договора приватизации и получения на них правоустанавливающих документов (регистрационных удостоверений) и технических паспортов в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Эти граждане становятся полноправными собственниками жилья и могут передавать его по наследству. Наследники такого жилья, приобретая на него право собственности, одновременно приобретают и обязанность выплачивать вышеуказанную рассрочку до полного погашения. Если граждане захотят произвести отчуждение такой квартиры до окончания установленного срока выплаты ежемесячных взносов, то в этом случае им придется погасить остаток невыплаченной стоимости досрочно.
Жилые помещения в одноквартирных, блокированных жилых домах, имеющие не более одного наземного этажа, износ которых составляет 60 и более процентов, передаются гражданам безвозмездно согласно абзаца 10 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 16 апреля 1992 года «О приватизации жилищного фонда Республики Беларусь».
Елена КАРПЕНКО.