За баранкой и делом — сколько лет пролетело

В хозяйствах нашего района есть немало славных представителей этой столь необходимой для сельхозпроизводства профессии. Многие из них уже десятилетиями крутят баранку автомобиля, а некоторые — всю свою сознательную трудовую жизнь. Порой просто поражают результаты их неустанной работы, особенно в период ответственных сельскохозяйственных кампаний. Вспомним, к примеру, минувшую жатву, и обязательно всплывут в памяти имена наших лучших водителей-тысячников, перевезших за время уборки свыше одной, а то и две с лишним тысячи тонн зерна.

В их трудовом ряду непременно будут находиться Анатолий Семенчуков, Владимир Шепелевич и Сергей Голуб, представляющие СПК «Гигант», Александр Стельмак и Анатолий Прокопчик из филиала «Воротынь» РУП «БЗ ТДиА», Вячеслав Балыко и Леонид Войтович из СПК «Колхоз им. А. Невского», Юрий Василевский и Юрий Лавицкий из ОАО «Агрокомбинат «Бобруйский», Василий Сахновский и Сергей Сакун из СПК «Колхоз им. Дзержинского», а также многие и многие другие. За время жатвы этого года только когорту тысячников составили 20 водителей!.. А сколько еще заслуженных имен должно быть на слуху? Пусть поскромнее, поменьше у них показатели, но они сполна выполнили свой хлеборобский долг, доставив с поля до единого зернышка убранный урожай в закрома.

На недавнем Республиканском фестивале-ярмарке «Дажынкі-2010», который состоялся в г. Лида, водительский отряд нашего района в составе делегации бобруйчан представлял первый из выше названных — победитель соревнования Анатолий Семенчуков, который в этом сезоне на автомобиле МАЗ-5551 перевез с полей свыше 2600 тонн хлеба. Но не только он, а и все остальные его коллеги из других хозяйств заслуживают самых добрых слов в свой адрес, и о многих из них уже рассказывала наша газета. Однако сегодня, в канун профессионального праздника автомобилистов и дорожников, хотелось бы поближе представить вам еще одного скромного сельского труженика из этой же гвардии. Это Александр Стельмак (на снимке) — один из самых опытных водителей филиала «Воротынь».

Живет он на центральной усадьбе сельхозпредприятия, в агрогородке. Воротынцы, кто постарше, знают его сызмальства. Ведь сам он местный, здесь родился и вырос — и не променял окрестные поля и луга на какую-то ударную стройку или на сборочный конвейер какого-нибудь гиганта-завода. Здесь добывает свой хлеб, порой соленый от трудового пота — как нынешним, уже минувшим летом, когда стояла невыносимая жара, а этот самый хлеб надо было убирать, отвозить от комбайнов… Но тем и силен человек, когда его корни питает родная земля.

Помнится, как летом прошлого года, тоже во время уборочной страды, довелось впервые встретиться с этим водителем на поле возле д. Овсимовичи. Председатель райкома профсоюза работников АПК Сергей Феднев приехал тогда в хозяйство, чтобы поздравить комбайнера Александра Яковлева и его помощника с тысячетонным намолотом зерна, а также Александра Стельмака и Николая Парахневича, которые перевезли по тысяче тонн хлеба. Механизаторы филиала тогда первыми в районе открыли счет тысячникам.

По ходу встречи пришлось поинтересоваться у Стельмака: как складывалась его трудовая стезя, сколько уже лет за баранкой автомобиля? Но он оказался немногословным.

— Да по-простому… Вначале три сезона работал помощником у машиниста на зерноуборочном комбайне, а потом закончил автошколу. И вот с июня 77-го года кручу баранку автомашины, — скромно ответил Александр Григорьевич.

В прошлом году воротынцы собрали хороший урожай. В среднем на круг по 56 центнеров зерна вышло. Свою надежную мужскую руку к уборке хлеба приложил и водитель автомобиля МАЗ-5551 — Стельмак перевез от комбайнов 1791 тонну зерновых и зернобобовых. А потом еще и на кормозаготовке отличился, записав на свой счет вдобавок 1655 тонн доставленной к местам закладки кукурузной силосной массы.

Далекие 70-е годы минувшего века!.. В бывшем колхозе им. Пушкина, который сейчас является филиалом «Воротынь», в довольно крепком по тем временам хозяйстве, земледельцы, наверное, и не мечтали о таких намолотах и объемах перевозки хлеба, как нынче. Скорее всего, не задумывался об этом и сам Александр, когда трудился помощником комбайнера. Какие уж там по нутру, казалось бы, такие прозаические вещи? Время молодое, холостое, душа поет — а мысли скорее вокруг девчат вертятся!.. Каждый в таком возрасте начинает искать свою вторую, верную половинку на всю оставшуюся жизнь.

В те годы на селе молодежи хватало. Долго по вечерам в Воротыни не утихала жизнь. В местном Доме культуры регулярно устраивались танцы и проходили концерты участников художественной самодеятельности, проводились другие интересные мероприятия. Словом, жизнь кипела… А тут еще некий особый, задорный колорит в нее, хотя и не на долгое время, привнесли студенты — учащиеся Бобруйского сельхозтехникума, ныне именуемого аграрно-экономическим колледжем, приехавшие на помощь труженикам хозяйства убирать картошку. Приглянулась Александру одна из девушек — вот и решился на одной из вечеринок с ней познакомится.

— Тамара, — скромно представилась студентка, неловко потупив глаза.

Тамара Себровская родом из деревни Ветренка, что в Быховском районе, училась тогда на бухгалтерском отделении техникума. Сейчас она вспоминает об этом моменте с улыбкой.

— Случилось это осенью 1974 года… А скоро мы и насовсем связали свои судьбы в одну. Так и живем, двух дочерей и сына вырастили. Да вот незадача, не спешат они пока нас с мужем внуками порадовать, — по-матерински снисходительно сетует Тамара Денисовна.

Дочери Елена и Надежда, окончившие в свое время средние специальные учебные заведения, живут теперь в столице, трудятся на минских предприятиях. Повышают свое образование — обе заочно учатся в вузах. Сын Александр работает электриком в одной из могилевских организаций. Тоже продолжает учебу заочно. Вот потому пока никто из них и не решился обзавестись семьей, чтобы порадовать родителей внуками.

Конечно, после того, как дети выпорхнули из родного гнезда, в некогда шумном трехкомнатном коттедже семейства Стельмак иногда и скучновато бывает. Тамара Денисовна работает в хозяйстве бухгалтером по растениеводству, к тому же является председателем профкома. Александр Григорьевич все эти годы не расстается с рулем автомобиля. По занятости не всегда удается супругам и вместе побыть. Но времена меняются все же к лучшему…

— Раньше мой Григорьевич очень много по командировкам ездил. Так что его иногда дома было трудно застать… Теперь же личное подсобное хозяйство не дает далеко от семейной усадьбы оторваться, — шутливо улыбаясь, замечает Денисовна.

Ее же рассказ о муже дополняет главный инженер филиала Василий Хлистунов.

— Одно время, где-то в 80-е годы, я работал в прежнем колхозе инженером по снабжению. Вот тогда, еще до развала бывшего Союза, мы с Александром Григорьевичем объехали едва ли не половину той большой нашей общей страны.  У него в распоряжении находился бортовой ЗиЛ-130, удобный очень транспорт для командировок. На этой машине и колесили то в Россию, то на Украину, то в иные края… Запчасти, материалы, оборудование — по всякой другой производственной нужде приходилось ехать, — вспоминает Василий Иванович. — Доводилось и в дороге ночевать, прямо в кабине автомобиля, пристроившись где-нибудь на обочине или в лесочке… Всякое бывало. Но Стельмак — человек безотказный. И добросовестный, порядочный. Любое задание ему можно доверить и быть уверенным, что он его выполнит. В технике разбирается отменно. Да через его руки прошла не одна машина!.. Работал потом на автомобиле КАМАЗ-5320, а вот уже пятый сезон минует скоро, как на МАЗ-5551 пересел и успешно его освоил. 

В хозяйстве ныне на разных машинах трудятся почти два десятка водителей. Из них самые опытные, пожалуй — это Александр Стельмак и его тезка Александр Новиков, который работает на автомобиле САЗ-3507. Но последний в основном занят на зернотоку и, как правило, участия в доставке зерна с поля во время жатвы не принимает. По крайней мере — редко. Хлопот, связанных с доработкой зерна, и на току у него достаточно. Стельмак же и на уборке урожая этого года показал стабильные результаты. Соперничество на поле с ним вели Анатолий Прокопчик, Иван Парахневич и совсем молодой водитель Сергей Прокопчик. В прошлом году этому парню, который, вернувшись со службы в армии, остался работать в хозяйстве, руководитель филиала Александр Атрохов вручил ключи от нового автомобиля МАЗ-5551. Водители старались, и каждый из них перевез от комбайнов более чем по одной тысяче тонн хлеба, но все же лучшего показателя достиг Александр Григорьевич. Он доставил с полей, с учетом семян рапса, 1566 тонн зерна. Поменьше немного, чем в прошлом году — так ведь и урожай из-за жары и засухи оказался чуть пониже. Но, кроме того, на его счету — почти 1 тысяча тонн перевезенной силосной массы…

Недавно звоню по телефону в филиал «Воротынь», чтобы узнать, чем сейчас занят водитель, и поздравить его с профессиональным праздником.

— Да какой я водитель?.. Начальство выгнало уже. Вот слесарю в мастерской, — шутит Александр Григорьевич, а затем, после некоторой паузы, серьезно добавляет: — Не умею я о себе говорить… Да и времени нет. Нужно скорее машину довести до порядка. Впереди ждут другие работы…

Вот такой он, Стельмак — постоянно в делах.

Михаил БОСАК.

Фото Дмитрия БЕГУНОВИЧА.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.