Прошли дорогами войны и пронесли любовь через годы
Ламбовские живописные окрестности, сосновые боры и березовые перелески, навсегда врезались в память этого человека, хотя немалая часть его жизни прошла далеко от этих родных мест. Просто родился Виктор Стрельцов в деревне Ламбово, и детство его здесь, на этом раздолье, пролетело, а жить довелось на Кубани. Судьба предоставила такой случай. Отца его, Ивана Севостьяновича, воевавшего в годы Гражданской войны в рядах рабоче-крестьянской Красной Армии с белогвардейщиной, былые сослуживцы, жившие в Краснодарском крае, пригласили в гости.
— Поехал отец. Видно, места тамошние ему приглянулись, а, может, жизнь была лучше… Короче, решил всей семьей перебираться на Кубань. Товарищи и дом ему подыскали. Заплатил он задаток. Вернулся и нас с собой забрал, — вспоминает Виктор Иванович. — Переехали мы всем семейством незадолго до того, как немец на нашу страну напал и началась Великая Отечественная… В каком году — уже и точно не скажу. Но именно оттуда меня и в армию призвали, и на фронт я попал. Воевал в составе 83-й бригады, в морской пехоте. Мы Керчь обороняли от врага. Что там творилось в те дни, даже сейчас жутко представить… Сколько молодых парней полегло!.. Земля горела под ногами. Но силы оказались неравными. Да и командование, собственно, войска бросило на произвол, — с нескрываемым сожалением и горечью говорит Стрельцов. — Город пришлось оставить. Все спасались, как могли…
После отступления от Керчи и перегруппировки войск рядовой Стрельцов оказался уже в другой воинской части, среди бойцов подразделения, на вооружении которого находились минометы 82-го калибра. Воевал на Кавказе, куда фашисты рвались, чтобы заполучить так нужную вермахту каспийскую нефть. Когда в войне наступил перелом, и Красная Армия стала теснить немецких захватчиков с родной земли, простому солдату-минометчику пришлось повторить часть огненного фронтового пути.
— Известное дело, какими дорогами отступали, такими же и снова шли на врага, гоня его прочь на запад, — продолжает свой рассказ ветеран. — Довелось освобождать столицу края — Краснодар. Уже когда отошли от города, продвинулись дальше вперед, в ходе боя за одну из станиц я был ранен. Осколками вражеской мины особенно изрядно посекло правую руку… Случилось это в самом конце 1943-го года. На этом фактически для меня война закончилась. Полгода пришлось проваляться в эвакогоспитале № 3686, который находился в Баку. Сейчас инвалид 2-й группы… Потом восстанавливал здоровье уже дома, в Краснодаре, и когда поправился, меня снова призвали в войска и направили в Сталинград на восстановление города. Он лежал весь в руинах, сердце сжималось от боли. Страшно было смотреть на ту картину, которую покинула после себя в нем война. Там, на Волге, все мы, занятые на восстановительных работах, и узнали о том, что фашистская Германия капитулировала, — итожит свой боевой путь Виктор Иванович.
В те памятные майские дни 45-го года рядовой Стрельцов, радуясь со всеми победе советского народа над фашизмом, возможно, где-то в душе одновременно и сожалел, а, может, даже по-доброму завидовал тем фронтовикам, которые дошли до логова врага, взяли Берлин и оставили свои автографы на стенах поверженного рейхстага. Но так уж было начертано судьбой и не только ему одному — миллионам солдат Отечественной, которые в боях с гитлеровскими захватчиками сложили свои головы на полях сражений, высокой ценой заплатив за эту общую победу, а столицу агрессора выпала честь брать другим. Однако все они: погибшие и живые, воевавшие на фронтах и в тылу врага, в партизанских отрядах, вернувшиеся с войны и дожившие до наших дней, невзирая на ранги в воинских званиях — солдаты одной Великой Победы. Рядовой Стрельцов — один из них. Он тоже пролил свою кровь за освобождение земли от фашистской чумы.
Родина по заслугам оценила это. За проявленные храбрость, стойкость и мужество в боях за Крым белорус родом из Ламбово был удостоен ордена Красной Звезды, за другие отличия награжден двумя орденами Великой Отечественной войны, отмечен многими медалями. В дни торжеств, а тем более — 9 Мая, ветеран непременно одевает костюм, и его пиджак украшают эти многочисленные награды. Так было и на сей раз, когда недавно все мы праздновали 65-летие Великой Победы.
Ровно столько лет назад закончилась война. Но вслед за ней в те годы начиналась не менее тяжелая и изнуряющая, только уже трудовая битва на мирном фронте. Возвращались домой демобилизованные, к родным местам перебиралось эвакуированное гражданское население. Нужно было возрождать из руин и пепла города и села, поднимать заново разрушенные фабрики и заводы, колхозы и совхозы, — одним словом, налаживать и обустраивать новую послевоенную жизнь. Бывшего воина Виктора Стрельцова все чаще тянуло на родную Бобруйщину, да и сестра Валентина настоятельно просила в письмах приехать. Даже серьезный повод нашла: дескать, собираюсь замуж, приезжай непременно — сообщала она в своих листах к брату.
— Дело в том, что сестренка, которая на год старше меня, до войны училась в Минске, хотела стать швеей, — рассказывает дальше Виктор Иванович. — Война разлучила нашу семью. Во время оккупации Валя приютилась у родственников, обосновалась у нашей тети, которая жила в деревне Хорошее. Сюда где-то в конце 40-х-начале 50-х годов я и переехал из Краснодарского края. Здесь и свою половину встретил… Познакомился с Верой Ивановной, будущей женой. Она сама родом из деревни Красная Дуброва — была некогда такая на территории Гороховского сельсовета. Теперь от нее ничего уже не осталось…
— И сколько же это годков вы с супругой живете вместе? — интересуюсь у почтенного хозяина дома.
— Порядком уже… Ведь поженились мы в 1951-м году. Не так ли, Вера? — для пущей уверенности переспрашивает жену Виктор Иванович.
— Да-да, так это… Можешь не сомневаться, — подтверждает Вера Ивановна и бодро кивает головой.
Хозяйка дома несколько моложе своего мужа. Это чувствуется и по движениям, и по манере ее разговора. Но каждому из семейной четы Стрельцовых перевалило уже на девятый десяток, и почти 60 лет эта супружеская пара живет в мире и согласии неразлучно. Они вырастили троих детей, два сына и дочь. Имеют семь внуков и столько же правнуков. Ветераны войны и труда вместе работали на одной ферме и детей своих воспитывали, прививая им порядочность и доброту, трудолюбие и уважение к старшим.
— Мне довелось 30 лет заведовать кроличьей фермой, которая в свое время была создана и действовала в бывшем совхозе «Гороховский», — вспоминает Виктор Иванович. — И все эти годы по работе мне помогала супруга. Управиться с кроликами было не так-то просто. Поголовье их иногда насчитывало до 11 тысяч особей. А следует сказать, кролик — зверек прожорливый. Быстро растет и кормов требует больше. Выращивали мы их для проведения научных исследований и опытов. Забирали от нас кролей соответствующие учреждения Минска, Витебска и Курска.
По уходу за кроличьим поголовьем родителям часто помогали их дети. Наверное, поэтому глава семейства не очень-то удивился, что по его отцовским стопам пошел старший сын Иван. Он тоже сейчас заведует фермой — только молочно-товарной, что возле д. Дворище. Средний, второй сын, Олег живет и трудится в Бобруйске, дочь Надежда работает на минском моторном заводе.
— Слава Богу, нас, родителей, не забывают, навещают, — с гордостью за своих наследников говорит Стрельцов-старший. — Места в новом доме и для гостей и для детей достаточно. Квартира просторная, есть ванна, санузел — можно сказать, все удобства… Ее нам выделил райисполком, за что спасибо руководству района.
Как только ветераны получили новое, более комфортное жилье, сразу же перебрались в д. Мосты. Вот уже три года минуло, как Виктор Иванович и Вера Ивановна обосновались в этой деревне. Особого недостатка в чем-то не испытывают. Дедушка с бабушкой озабочены лишь тем и заклинают всевышнего, чтобы не было войны, чтобы их внуки и правнуки жили в мире, согласии и спокойствии, чтобы над продолжателями их рода сияло бездонное голубое небо и яркое солнце. Сами они прожили трудную, но достойную жизнь — и дай им Бог крепкого здоровья еще на долгие годы!
Михаил БОСАК.
Фото Дмитрия БЕГУНОВИЧА.