Аксиома хозяйского подхода

Как известно, качество — категория экономическая. Чем выше достоинство любого товара, тем дороже его цена на рынке и в магазине. Все это в полной мере касается и молока — одного из самых важных продуктов животноводства. Если хозяйства его реализуют государству высшим сортом, то, естественно, и закупочная цена 1-й тонны будет заметно выше, чем стоимость такого же количества продукции первого, а тем более — второго сорта.

О нынешних закупочных ценах на молоко нелишне будет напомнить еще раз, поскольку они существенно изменились в этом году. Так, при базисной жирности 3,6 процента, усредненная закупочная цена одной его тонны высшего сорта сейчас составляет 660,7 тыс. рублей, первого — 609,3 и, наконец, второго сорта — 282,2 тыс. рублей. Как видно, разница существенная. Если выручка от реализации молока первым сортом, вместо высшего, будет всего на 51,4 тыс. рублей меньше, то уже на одной тонне проданной продукции второго сорта каждое хозяйство теряет 378,5 тыс. рублей.

Это немалые деньги. Если их умножить на общие объемы реализации, то в каждом конкретном случае уже получится солидная сумма, что, кстати, наглядно видно из приведенной таблицы. А ведь эти деньги, по сути говоря, изначально лежат в приходной кассе каждого, отдельно взятого хозяйства. Просто об их сохранности заранее, еще до продажи молока, на стадии его производства, как следует, не подумали, а если и позаботились об этом, то по-разному: где — с хозяйским подходом, рачительно, а где — как успели, и насколько желания хватило.

За 3 квартала нынешнего года по сравнению с таким же периодом прошлого валовое производство молока в сельхозпредприятих района возросло почти на 4 процента. Да и продано его государству немало, зачетный вес составил около 26570 тонн. Однако существенных сдвигов в улучшении качества продукции не произошло. С одной стороны, требования к оценке ее качественных параметров возросли. С апреля этого года базисная жирность молока установлена на уровне 3,6 процента. На его качество теперь влияет содержание ингибирующих веществ и соматических клеток. Но, с другой стороны, это не стало серьезным препятствием для руководства и животноводов тех хозяйств, где по-настоящему занимаются вопросами улучшения качества производимой продукции. Вот их адреса: это РУСП «Совхоз «Киселевичи» и СПК «Стасевка». Здесь финансовые потери от реализации молока из-за его низкого качества равны нулю либо сведены к минимуму. Как это им удается — могут поинтересоваться зооветспециалисты других хозяйств. Было бы желание.

— Конечно же, решающую роль в этом деле играет человеческий фактор, — соглашается главный госинспектор района по контролю за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов Владимир Баценко. — В такой работе должна четко прослеживаться производственно-технологическая цепочка: контроль-кадры-исполнители. К тому же, за хорошее качество и платить людям надо хорошо. И надбавка за это должна быть существенной!.. Но даже опытные специалисты не смогут обеспечить полный успех, если руководитель хозяйства не заинтересован, не желает и не занимается вопросами повышения качества молока. Оно лучше не станет!.. Это уже аксиома, не требующая доказательств.

Что ж, очень верные слова. Так, может, стоит прислушаться к ним? Если уж потеряли на качестве молока около 1 млрд. рублей, то у животноводов пока остается шанс хоть частично сберечь, а не потерять остальные миллионы денег, которые до конца года еще можно потенциально выручить от его продажи.

Михаил БОСАК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.