Найти свой причал

Судьба изрядно помотала этого человека, прежде чем стал он опытным водителем, настоящим профессионалом своего дела. Ведь нередко и так бывает, что даже работа, приятная твоей душе — довольно хлопотное занятие, требующее высокой ответственности, знаний и навыков. А опыт уж потом приходит — с годами, он как бы незаметно накапливается сам по себе. За почти два десятка лет работы шофером Леонид Вайтович (на снимке) многому научился, многое постиг в нелегком крестьянском труде. Видимо, все это сыграло не последнюю роль в том, что он первым не только в СПК «Колхоз им. А. Невского», а и в районе перевез на своем МАЗе во время уборочной 1000 тонн зерна и затем значительно увеличил этот показатель.

— Хотя я родился в довольно приличном поселке Любча, что в Новогрудском районе на Гродненщине, и первоначально не думал, что буду работать в сельском хозяйстве, обычный крестьянский труд мне был знаком с детства, — вспоминает Леонид Климентьевич. — Многие жители нашего поселка подпитывали свой стол продуктами со своих огородов и сараев, потому что вели свое домашнее подсобное хозяйство. Моя мама, Светлана Михайловна, и сейчас по мере сил им занимается, хотя уже приличного возраста, давно на пенсии…Но вот что сам окажусь на Бобруйщине — на это уж совсем не рассчитывал. Да обстоятельства так сложились. Познакомился со своей нынешней женой Любой. Сначала жили в городе, а потом решились и переехали в д. Ковали — надо же было как-то обустраивать свое семейное гнездо, иметь постоянное жилье и работу, — признается Вайтович.

Наша беседа завязалась прямо у дороги, ведущей в д. Постраш. Рядом на поле комбайнеры хозяйства Василий Ткачев, Николай Козлов, Иван Федулов и Николай Селицкий обмолачивали ячмень. Водители автомобилей ждали своей очереди под загрузку зерна. Было жарко. В этот день щедро пригревало солнышко, и под его лучами ячменная солома отсвечивалась блеском потускневшего золота.

— Перезревают хлеба, — заметил Леонид. — Хороший ячмень в этом году вырос, под 60 центнеров дает в среднем на круг. Да и другие зерновые не хуже. Но вот погода не дает побыстрее убрать весь урожай. Сегодня солнце, а завтра — дождь…

В его голосе чувствовалась нескрываемая тревога за судьбу выращенного хлеба. А ведь когда-то молодой матрос рыболовного траулера, коим довелось быть нынешнему хозяину автомобиля МАЗ-5551, наверно, и не думал, что вот такие условия уборки его будут сегодня волновать и тревожить. В свое время родной дядя Николай Вайтович, который служил на Балтике подводником, переманил Леонида вместе с двоюродным братом в Ленинград. Помог устроиться им на траулер. Три года подряд ходил племянник на таком судне в рыболовную путину, но в конце концов понял, что море — это не его удел и не на нем следует искать свой жизненный причал. Целыми сутками перед глазами — вода и небо и больше ничего… «Нет, земля все-таки роднее и ближе, — загрустил Леонид, — да и работать на ней надежнее. Пора сворачивать паруса…»

Бывшему рыболову в СПК «Колхоз им. А. Невского» все практически пришлось начинать сызнова, как говорится, с нуля. Сначала трудился скотником на животноводческом комплексе хозяйства, затем — простым рабочим на местной мельнице, пока по своей же инициативе не закончил шоферские курсы и не получил в руки грузовой автомобиль. С этого дня, можно сказать, у Вайтовича началась другая трудовая жизнь. Жена Любовь Александровна осталась работать телятницей на комплексе, а Леонид Климентьевич каждый день в дороге — дальней или близкой, это его всякий раз мало смущает. Зимой и летом, в любую пору года у водителя забот и работ в колхозе не перечесть. Вывозка удобрений на поля под урожай, заготовка кормов для ферм, сев яровых и озимых, их уборка, — все это переплелось воедино и не кончается, пока живешь и трудишься на родной кормилице-земле.

— Сегодня работать в деревне можно. Жилье строится для молодых, да и с зарплатой, по крайней мере, нас, механизаторов, в хозяйстве не обижают. Кто не ленится, тот никогда не останется без куска хлеба, — делится своими мыслями водитель. — В этом я сам убедился. Но, к сожалению, есть и такие, кто хочет и хлеб с маслом иметь, и ничего не делать. А так не бывает…

— Климентьевич, а вот интересно, при нормальной работе техники сколько зерна за день на своем МАЗе можете перевезти?

— Бывало, что и больше 100 тонн доставлял с поля на зерноток. От слаженности участников жатвы все зависит, да еще от погоды. Помнится, в ходе кормозаготовки за один сезон мне удалось перевезти для закладки в ямы на фермах свыше 3000 тонн сенажной массы. Вот тогда удостоился чести представлять наше хозяйство на «Дожинках-2003», которые состоялись в г. Пружаны Брестской области. Приятные воспоминания об этом событии остались.

Пришла пора Вайтовичу ставить свой МАЗ под загрузку намолоченного ячменя, и на этом наш короткий разговор закончился, оставив тоже приятное впечатление о собеседнике. В душе чувствовалось, что он — не обычный рвач, коих доводилось встречать немало, а человек, крепко преданный своему нелегкому водительскому ремеслу, который хочет и умеет заработать. И в подтверждение этому немало добрых слов о нем пришлось услышать и от председателя профкома хозяйства Галины Шевцовой, присутствовавшей в тот день на поле у д. Постраш. А вчера по телефону она сообщила, что теперь уже на счету этого водителя около 1800 тонн перевезенного хлеба нового урожая.

— Жатва у нас заканчивается, — добавила Галина Ивановна, — но,  думаю, что этот показатель им будет еще улучшен.

…А тогда, покидая ячменное поле, по дороге из СПК «Колхоз им. А. Невского» в город, невольно думалось: вот уж как бывает — не гадает, не надеется человек, куда забросит его судьба и где окажется его жизненный и трудовой причал. Действительно, ее на коне не обскачешь. Но своей судьбой водитель Леонид Вайтович вполне доволен. Так пусть же и впредь ему сопутствует удача в нелегком хлеборобском деле.

 

Михаил БОСАК.

Фото Сергея ПОДОЛЯКА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.