Федор БОГДАНОВИЧ: «Педагогика — это не ремесло»

Кажется, совсем недавно отзвенел в школах для выпускников последний звонок, прошли экзамены и выпускные балы. Но вот на пороге — уже новый учебный 2008-2009 год.

Сегодня мы беседуем с начальником отдела образования Бобруйского райисполкома Ф.М. Богдановичем (на снимке).

— Федор Михайлович, на прошлой неделе состоялся объезд школ, учебно-педагогических комплексов и детских садов района. Что вы можете сказать об их готовности к новому учебному году?

— Учебные заведения хорошо подготовлены к новому учебному году. Мы смотрели разные стороны: и внешний вид зданий, школьных дворов, и внутреннюю готовность помещений — классов, столовых. Особое внимание обращали на оборудование школьных стадионов, спортзалов. Хочу отметить, что педагогическими коллективами и школьниками проведена большая работа, везде сделаны ремонты, прекрасно выглядят школьные территории. Несмотря на сложное материальное положение, они смогли изыскать средства за счет внебюджетной деятельности. Многое сделано своими руками, трудом. В этом плане хотелось бы особо выделить Бортниковскую школу, Ленинский, Химовский  и Турковский УПК. В Воротыни и Телуше строятся агрогородки, и там больше средств направлено на учебные учреждения. Это уже сложившаяся в Бобруйском районе практика — не распылять средства, а направлять их целенаправленно на конкретные объекты, учреждения. А потом уже — дело за коллективами школ: дирекцией, учителями, школьниками — сохранить то, что получено, и приумножить его. Большую роль тут играет воспитательный момент, во главу которого ставится требование: беречь, ценить, приумножать. В этом плане хорошие наработки в Ленинском и Химовском УПК. Очень много эти учебные заведения поработали на благоустройстве школьных территорий.

— Вы встречались, беседовали с молодыми педагогами, прибывшими в наш район на работу и, вероятно, у вас уже сложилось определенное мнение о новом пополнении. С каким настроением они едут в сельскую местность?

— Беседуя с молодыми специалистами, для себя отметил, что каждый из них понимает, куда он идет и знает, что его ожидает. Год от года все заметнее прагматизм, свойственный молодому поколению, меньше у них романтики. Я считаю это нормальным явлением. Сегодня каждый человек должен рассчитывать на свои силы, возможности и способности. И если в то время, когда я получал распределение на работу, вопрос заработной платы считался неуместным — не принято было спрашивать об этом, то сейчас молодые специалисты задают его. Я не думаю, что это плохо, человек должен знать, что его ожидает, и уметь рассчитать свои силы и возможности, в том числе и финансовые.

В нынешнем году к нам прибыли 16 специалистов, все они трудоустроены. Есть среди них и выпускники нашего района. На них, конечно же, больше надежды, что не уедут от нас после отработки положенного срока, а останутся жить и работать на родной земле. Мы, работники отдела образования, не строим иллюзий по поводу приехавших, например, из Могилева, что они останутся здесь надолго. Поэтому, конечно же, основную надежду возлагаем на свои, местные кадры.

Традиционно не хватает преподавателей математики, физики, химии. Надеемся, что еще к нам приедут специалисты по этим предметам, получившие свободные дипломы. И так сложилось, что в последние годы в некотором избытке учителей начальных классов и филологов.

— Федор Михайлович, по вашему мнению, с какими трудностями могут столкнуться молодые специалисты на местах?

Основная трудность, с которой, несомненно, встретится почти каждый из них — умение грамотно работать с классом, интересно построить урок. Мы все через это прошли, и каждый из молодых педагогов с этим сталкивается.

Нередко бывает, что приходят люди, которые далеки от педагогики, случайные в этой профессии. Ведь педагогика — это не ремесло, можно отлично знать свой предмет, но если ты не педагог в душе, то вряд ли что-то получится в работе. Это издержки, и они есть и в нашей профессии.

— Сколько учащихся в нынешнем году сядут за парты в школах?

— В нынешнем году за парты школ района сядет 1 821 учащийся, что на 166 меньше, чем в прошлом году. В количественном соотношении это примерно средняя численность учеников одной средней общеобразовательной школы. К примеру, более 160-ти учащихся у нас только в Телушском УПК (201), Брожской школе (176) и Глушанском УПК (172). В остальных учебных заведениях меньше. В детских садах будут воспитываться 408 дошкольников.

— Каких учебных учреждений коснулась реорганизация в нынешнем году?

— В нынешнем году была закрыта Плесская базовая школа. Ее закрытие обусловлено не только малой численностью учащихся. Важным фактором, повлиявшим на решение этого вопроса, было то, что здание школы морально устарело, оно представляет собой деревянную постройку без удобств. Здесь невозможно было качественно и на современном уровне вести обучение школьников. Возникал и ряд вопросов, которые поднимал Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии, Бобруйский горрайотдел по ЧС. Хочу отметить, что такие решения не проходят безболезненно, но мы старались их свести к минимуму. 56 школьников продолжат учебу в Телушском УПК, 28 — в Химовском. Что касается трудоустройства учителей, то этот вопрос решен положительно, все они будут работать в ближайших учебных заведениях. С каждым из педагогов я лично побеседовал и надеюсь, что смена места работы, вживание в новый коллектив пройдет не очень болезненно. Трудоустроена и половина техперсонала школы.

— Вопрос с подвозом школьников также решен?

— Будет осуществляться ежедневный подвоз учащихся в школу и обратно, как и в других учебных заведениях района. Но хочу заметить, что нередко этот вопрос остается злободневным. Наметилась некоторая нехорошая тенденция, когда учащиеся и их родители желают, чтобы подвоз осуществлялся чуть ли не до дома. То, о чем раньше мы не могли и мечтать в сельской местности, добираясь до своих школ по 4-8 километров самостоятельно, сейчас многие считают, что и 200-500 метров ребенку тяжело пройти до остановки или от нее. Есть пункты сбора и, учитывая, что школьный автобус иногда делает по нескольку рейсов, регламентировано время приезда и отъезда. Нельзя забывать и о финансовой стороне, — ведь все это выливается в немалые материальные затраты, автомобильное топливо сейчас стоит очень недешево. Мы учитываем все стороны этого вопроса: чтобы было удобно школьникам и менее затратно для отдела образования.

— Раз уж коснулись финансового вопроса, скажите, пожалуйста, как обстоит дело с финансированием отдела образования на нынешний учебный год?

— Разумеется, что экономический кризис не может пройти безболезненно и для нас. Есть уменьшение бюджета отдела образования, следовательно, нагрузка увеличивается. Но, судя по состоявшейся приемке учебных учреждений района к новому учебному году, можно говорить, что мы, несмотря на кризис, развиваемся и движемся вперед. Обнадеживает и забота руководства района, и, особенно, председателя райисполкома Михаила Владимировича Шалковского, который всегда в курсе всех проблем отдела образования и искренне болеет за нас.

— Федор Михайлович, вы на должности начальника отдела образования уже полгода. Собираетесь ли что-то менять, перестраивать?

— До этого я возглавлял отдел образования Глусского райисполкома, и мой опыт подсказывает, что надо работать по принципу: не отказываться от положительных наработок, а продолжать их, развивать дальше. Не скрою, есть определенные проблемы, это — выполнение показателя по энергосбережению. Он нам доведен достаточно напряженный, и выполнить его не просто. Это же касается и выполнения показателя по внебюджетной деятельности и по оказанию платных образовательных услуг. Будем выполнять, и на это нацеливаем все коллективы учебных заведений.

— Какие планы на перспективу, на новый учебный год? Вы считаете, он пройдет тяжелее, чем прошлый?

Да, судя по финансовому положению, тяжелее. Что касается стратегии, то вопрос укрепления материальной базы учебных заведений остается тем же: будем вкладывать материальные средства в перспективные учебные заведения. Зная, что в будущем школа будет закрываться, нет смысла растрачивать средства. Реорганизация учебных заведений будет продолжаться, это — веление времени, жизнь заставляет. Возможно, это будет происходить путем слияния школ и детских садов и создания учебно-педагогических комплексов «школа-детский сад». Хотя, по поводу создания комплексов мнения противоречивы. Многие специалисты по дошкольному воспитанию отстаивают мнение, чтобы дошкольные учреждения действовали отдельно от школы. В плане преемственности комплексы себя оправдывают. Детей не надо водить в школу на экскурсию, они знакомятся с ней, еще посещая детсадовскую группу, и им легче, когда придет время, окунаться в школьную жизнь.

— Спасибо за беседу. Поздравляю вас с началом нового учебного года, пусть он будет плодотворным и успешным.

— Спасибо. Я поздравляю всех педагогов Бобруйского района. Желаю всем успехов, материального благосостояния, больше в классах любознательных, ищущих учеников и плодотворной, творческой работы с ними, — ведь от качества нашей работы зависит, порой, гораздо больше, чем от работы хлебороба.

Беседовала

Людмила ПИСАРЕВА.

Фото Людмилы ПИСАРЕВОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.