Больше, чем слова
2 апреля— Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Рождение ребенка в семье — это радостное, ожидаемое событие, с которым будущие родители связывают большие планы, мечты, ожидания… Однако иногда вопреки всем планам даже в здоровых и благополучных семьях появляется ребенок, не похожий на других детей. Он не так развивается, не говорит, с ним трудно наладить контакт даже близким людям. Долгое время родители не идут за помощью, надеясь, что малыш «перерастет свои странности». Но в конечном итоге вынужденный поход к специалисту заканчивается «приговором».
Ребенок с диагнозом «аутизм» обостренно реагирует на одни явления внешнего мира и почти не замечает другие. Результат — затрудненное общение с людьми, полная асоциальность. Такие люди с трудом способны (или не способны вовсе) на дружбу и понимание чувств других людей.
В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Исследователи склонны связывать эту болезнь с органическим поражением центральной нервной системы, возникающим в результате вредного воздействия в период беременности и родов, с различными врожденными нарушениями обмена веществ, осложнением ряда детских заболеваний.
Многие дети с диагнозом «аутизм» необычно реагируют на окружающий мир. Это происходит потому, что они ощущают его иначе, чем мы с вами. Такой ребенок может иметь повышенную чувствительность к определенным ощущениям. Это является для него сильным стимулятором. При повышенной чувствительности он испытывает болезненное состояние под действием некоторых раздражителей и пытается избежать их. Например, звук работающего пылесоса заставляет закрывать уши, чтобы не слышать шум.
Дети, которые имеют пониженную чувствительность, например, к движениям, проявляют особенную активность, бегая вперед-назад, качаясь или прыгая, поскольку стремятся получить необходимые им ощущения. С другой стороны, есть дети, у которых пониженная чувствительность к ощущениям, но при этом они остаются пассивными. Они плохо реагируют на окружающий мир потому, что не получают от него достаточно стимуляции.
Возможно, что ребенок имеет смешанные реакции — он может иметь повышенную чувствительность к одним ощущениям, и пониженную — к другим. У многих аутичных детей пониженная чувствительность к речи, они не реагируют на нее, несмотря на то, что звуки могут раздражать их. Если у ребенка проблемы с восприятием звуков речи, то ему сложно обращать внимание на то, что вы ему говорите. Речь является сложной задачей частично потому, что она требует сложной моторики — огромной работы по двигательному планированию для губ, языка и горла.
Многие дети не знают, как нажимать на педали трехколесного велосипеда, т. е. существует проблема моторики, которая означает, что им сложно планировать и выполнять движения. Они могут ударяться о предметы, играть с игрушками, повторяя движения, так как им легче выучить одну последовательность действий, чем множество.
Знаки, звуки, запахи, чувства и движения, которые ваш ребенок любит или не любит, называются сенсорными предпочтениями. Знание их поможет вам понять поведение ребенка, начать обучать его общению. Когда он получает информацию в соответствии со своими сенсорными предпочтениями, сможет удерживать внимание дольше и выучить больше. Научитесь улавливать самые незначительные сигналы своего ребенка об испытываемом им дискомфорте. И, прежде всего, любите его, такого особенного, всем сердцем.
Считается, что в последнее десятилетие частота встречаемости болезни увеличивается. Однако диагноз «аутизм» не означает, что ребенок никогда не станет полноправным членом общества. Просто родителям придется отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил. И чем раньше будет установлен диагноз и начата работа с таким ребенком, тем больше шансов будет у семьи на успех.
Светлана ТТИШКОВА, психолог УЗ «БГП №2».
Елена ХОРОШАВКА, зав. филиалом «Бобруйский межрайонный ПНД».