Права потребителя: знать и уметь пользоваться
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается — День потребителя.
Цифровы рынки и общество
В 2018 году Всемирный день защиты прав потребителей посвящен теме «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» («Зробiм лiчбавыя рынкi справядлiвымi i сумленнымi»). Она поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в этих странах.
Главным трендом роста потребительского рынка становятся цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.
При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет-ресурсов.
К сведению
В рамках проведения Дня потребителя в Беларуси 15 марта на территории Могилевской области будет организована работа «горячих линий», по телефонам которых можно будет получить справочно-консультационную информацию, касающуюся защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг:
— Главное управление торговли и услуг Могилевского облисполкома с 9.00 до 12.00 — 8(0222) 32-66-44 (торговля), 8(0222) 32-74-60 (бытовое обслуживание);
— Бобруйский райисполком с 8.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00) — 8(0225) 72-04-56, 72-05-51.
Потребитель и Закон
В нашей стране в 2002 году был принят прогрессивный и эффективный по своим правовым инструментам Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», действующий сегодня в редакции Закона от 08.07.2008 №366-З (далее — Закон). Данным нормативным актом потребителю предоставлены широкие права. Но, к сожалению, далеко не все их знают и умеют ими пользоваться.
Защита физических лиц, то есть простых покупателей, осуществляется на основании этого Закона. Защита всех сделок о приобретении товаров для собственных нужд, для быта, семьи, защита от неквалифицированной медицинской и иной помощи, от некачественных услуг почты, телефона, транспорта и т. д. Например, мы заказываем какую-то работу (услугу), а ее делают не так и говорят нам: «Так тоже хорошо. Может быть, и так подойдет?». И что же? Многие соглашаются. А ведь деньги оплачены за другое качество, количество, иную работу.
Необходимо обратить внимание на то, что общие положения, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, содержатся в Гражданском кодексе Республики Беларусь, но его нормы напрямую применяются лишь тогда, когда имеющее место правоотношение в области защиты прав потребителей не урегулировано Законом. Чаще применяется непосредственно сам Закон, поскольку в нем содержатся специальные нормы.
К сведению
Куда обратиться жителям района за помощью по вопросам защиты прав потребителей?
Общество защиты прав потребителей: Песоцкая Наталья Васильевна — тел. 72-04-56.
Уполномоченный по защите прав потребителей Бобруйского райисполкома — тел. 72-05-51.
Прав много
Начнем с перечисления прав потребителей. Какие у нас, у граждан, есть права, когда мы приходим в магазин покупать продукты, заказываем ремонт в квартире или участвуем любым иным способом в правоотношениях в качестве потребителя?
Наши права закреплены в ст. 5 Закона. Согласно положениям п. 1 этой статьи потребитель имеет право на:
— просвещение в области защиты прав потребителей;
— информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
— свободный выбор товаров (работ, услуг);
— надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
— возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
— государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные госорганы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
— общественную защиту своих прав;
— создание общественных объединений потребителей.
Потребитель имеет и другие права в соответствии с Законом и иным законодательством. Согласно п. 3 ст. 5 Закона государство, в свою очередь, гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей.
К сведению
Также 15 марта с 10.00 до 13.00 в Могилевской областной инспекции Госстандарта будет проводиться день открытых дверей. Здесь потребители смогут задать вопросы, возникающие при выборе и приобретении товаров, работ, услуг, которые входят в компетенцию инспекции.
Свои вопросы можно будет отправить на электронную почту инспекции: Nadzor_Mogilev@tut.by и по адресам: г. Могилев, ул. Гришина, д. 59-б-1,
г. Бобруйск, ул. Пушкина, д. 204-а.
Кроме того, будет организована работа «горячей линии» по телефонам: 8(0222) 72-08-16 (г. Могилев), 8(0225) 73-27-41 (г. Бобруйск).
Подготовлено при использовании Интернет-источников.