Подготовка к шагу в большой мир
С сентября 2016 года в Каменском психоневрологическом доме-интернате под эгидой международного общественного объединения «Голос сердца» работает необычная школа — здесь обучают азбуке и письму взрослых людей, которые ранее не проходили азы грамотности в силу своих заболеваний. Обучение проводится при финансовой поддержке Фонда Демократии ООН в рамках проекта международной технической помощи «Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом».
МОО «Голос сердца» начало свою деятельность в апреле 2002 года. Организация занимается оказанием всесторонней поддержки людям с ограниченными интеллектуальными и психофизическими возможностями, особенно тем, кто проживает в психоневрологических интернатах страны. Проект стартовал 1 июля 2015 г. За это время проведена Международная научно-практическая конференция, выявлены образовательные потребности взрослых с интеллектуальным недугом, проживающих в интернатах, разработаны и изданы учебно-методические пособия. В рамках проекта по Беларуси создано 47 центров обучения и развития, которые, как предполагается, будут настроены на постоянную активную работу в интернатах. Они обеспечены компьютерной техникой, мебелью, программными и методическими материалами, учебными пособиями, другим — всем необходимым для обучения взрослых с интеллектуальным недугом.
Мы поприсутствовали на уроке в Каменском психоневрологическом доме-интернате и пообщались с педагогами, а также их подопечными, которые поделились своими успехами за этот учебный год. На занятиях в классе было восемь человек в возрасте от 26 до 45 лет, которые внимательно слушали медсестру Юлию Градуша. «Уроки у нас проводятся по расписанию, с 10.00 до 12.00. Это азбука, письмо, математика, рисование, человек и мир. Наши особенные ученики также осваивают азы компьютерной грамотности. Хочу сказать, что результаты есть, и это радует. Ведь практически все они раньше никогда не обучались. А теперь читают по слогам, могут что-то написать», — говорит Юлия Федоровна.
В подтверждение ее слов Слава Широкий прочитал по листку различные слоги. А Андрей Тлеукулов, оказавшийся самым разговорчивым, прочитал и показал на карте в книге все областные центры республики. «Раньше когда-то я знал немного буквы, но все забыл. А теперь я заново все постигаю: начал с буквы «а» и закончил «я», — с гордостью в голосе говорит ученик. В классе он самый старший по возрасту.
По словам педагогов, их подопечные ждут уроков, готовятся к ним — им задают небольшое домашнее задание, ставят оценки, которые их стимулируют. На занятия учащиеся приходят аккуратно одетые. «Обучение в нашей школе — это важный этап социализации подопечных. К примеру, раньше они не знали что такое паспорт и для чего он нужен, а теперь знают об этом. Вот научились считать новые деньги», — рассказывает медсестра.
В остальное время, свободное от занятий, проживающие в доме-интернате трудятся в мастерских, столовой, прачечной, на подсобном хозяйстве, где приобретают полезные навыки, которые могут им пригодиться в дальнейшей жизни. Ведь не исключено, что кто-то из них со временем выйдет за стены учреждения в большой мир, и к этому шагу они должны быть подготовлены.
Людмила ЛЮБИМЦЕВА.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.